Сообщение
ИванДворник » Сб апр 13, 2019 5:56 am
А вот так она начиналась!
Говоря об античных (древнегреческих) философах, их способе добывания «хлеба насущного», необходимо учитывать, что философия зародилась в древнегреческих полисах, и все античные философы были гражданами полисов. Средний древнегреческий полис занимал площадь 200 кв. км, проживало в нем примерно 10 тыс. чел. Из них малая часть была гражданами. Это те, чьи оба родителя были жителями этого полиса. Вольноотпущенники, переселенцы из др. полисов становились метеками, т.е. свободными людьми, но не гражданами. Остальная часть населения – это рабы, которые были частными и государственными. Количество рабов в полисе было небольшим и можно говорить о партисипативной модели рабства. Все граждане-это фэты, т.е. землевладельцы. Они имели земельный надел в пригороде и занимались скотоводством, земледелием с использованием труда рабов. Достойным занятием для них было управление полисом (законодательная, управленческая деятельность), военная служба. Этими видами занимались все фэты, а к торговле и ремеслу относились с презрением. Ремесленниками и купцами были, в основном, метэки. Причем каждый из них стремился приобрести земельный участок и стать фэтом. Поэтому такие виды деятельности как государственная, законодательная, судебная, военная служба были характерны для каждого гражданина. И акцент на них в рамках биографического описания философа представляется нам уместным. Ведь только в период римской философии мы видим философов из рабов.
Таким образом, первые философы не были вынуждены искать заработок посредством занятий философией. Из экономической теории известно, что есть 4 способа получения доходов: работа по найму, предпринимательская деятельность, рента, процент. По этой логике, философ только тогда зарабатывает философией, когда преподает философию, учит ей, как наемный учитель или как предприниматель, открывший свою школу. Но философ, даже имеющий профессиональную подготовку, может жить рентой (или процентом с момента развития банковской деятельности); в этом случае философия для него или хобби, или профессиональная деятельность, но никак не профессия. Среди первых философов, на мой взгляд, присутствовали и первые, и вторые, так как большинство известных нам философов того времени преподавали в философских школах, имея при этом доходы от земельных участков или предпримательской деятельности.
Надо учитывать, что брать деньги за интеллектуальную деятельность в то время считалось позором; если и брали что-то, то гонорар-дар, не имеющий цены. В античности считали, что интеллектуальный труд не может быть стоимостно оценен. Но получение гонорара становится обычным явлением в интеллектуальной деятельности только со времени софистов, а в Древний Рим данная практика приходит с греческими интеллектуалами в период империи. Так по свидетельству Плиния, врач Стертиний получал ежегодно до 600 тыс. сестерций (300 тыс. евро ориентировочно); хирург Алкон в несколько лет нажил до 10 млн. сестерций. Дело в том, что еще в 5 веке до Р.Х. софисты брали денежное вознаграждение за умственный труд, так философ Протагор за полный курс обучения требовал 400 мин или 3,5 тыс. сестерций. Вообще, обычай брать деньги за обучение среди греков считался предосудительным, а у Платона он вызывал ненависть.
Однако, по признаку профессионального обучения, философ является профессионалом при прохождении определенной школы, обучения. В Древней Греции изначально формировались философские школы, и философские знания транслировались от учителя к ученику. Трансляция философских знаний шла через ряд философских школ, основанных рядом «знаковых» древнегреческих философов. Древнегреческие философы в аспекте профессиональной подготовки были профессиональными философами, но философия не была для них профессией.
Большинство философов-досократиков принимали активное участие в различных сферах общественной жизни: политической жизни, издании законов, участвовали как граждане полисов в войнах, спортивных состязаниях. Древнегреческое образование-воспитание «пайдея» подразумевало воспитание широко развитой многогранной личности гражданина полиса. Философов классического периода никак нельзя назвать замкнутыми аскетами, ведущими уединенный образ жизни. Надо учитывать, что житель древнегреческого полиса чувствовал себя часть полисного организма, социальным пайщиком своего полиса.
В то время философия была еще «матерью всех наук» и древнегреческие философы не ограничивали своих занятий только, собственно, философией, в современном ее понимании. Математика, астрономия, механика, поэзия, государственно-политическая деятельность…всем этим занимались первые философы; при этом надо учитывать, что философия в то время практически включала в себя все области научного знания, только позднее в классический период, из нее выделились механика, математика, медицина, грамматика и риторика.
При этом многие философы были не чужды и прикладному практическому «софиен», что мы видим на примере первых философов милетской школы. Среди древнегреческих философов мы встречаем и аристократов, и ремесленников, и людей, ведущих асоциальный образ жизни (среди киников). Изначально философия не была уделом только избранного социального круга, а в более поздние периоды ей занимались и императоры, и рабы. При этом их занятия философией также трудно именовать профессией (хотя Эпиктет, будучи рабом, став вольноотпущенником, открыл свою школу философии, и вполне возможно брал деньги за обучение в ней). Но в начале своего развития философия не являлась профессией, способом добывания «хлеба насущного».
1.1.Досократики
Досократиков принято называть физиками, так как они искали предельное основание материального мира. Собственно другого мира они и не знали, даже боги им виделись материальными, как и душа человека; принадлежащими миру материи. Им был чужд, да и неизвестен метафизический идеализм платоников с их негативным отношением к миру чувственному, полуреальному, неистинному бытию. Соответственно их гносеологические интересы не могли сосредотачиваться только на мире «чистой мысли», оторванной от чувственного материального мира. Философами они были в том аспекте, что искали предельную основу (основы) αρχη материального бытия (разделения на материальное и идеальное, еще не было, философский идеализм был сформирован в платонизме). Но поиск такой единой основы не отрицал и спекулятивного изучения, обобщения множественных фактов бытия. С учетом сказанного, их можно назвать метафизическими позитивистами, так как, на мой взгляд, любая философия невозможно без метафизики, но метафизика αρχη – это не трансцендентная метафизика. Поэтому досократики не могли не интересоваться различными областями знания и практической деятельности, др. вопрос, что доминировал метод умозрительного познания, сугубо теоретический, хотя нельзя и отрицать наличия простых эмпирических методов познания, таких как наблюдение и др.
1.1.1.Милетцы
Философия зарождается в колониях, и первые философы часто занимались торговлей, много путешествовали. Занятие торговлей среди жителей полисов-колоний не было предосудительным., хотя по инерции считалось менее достойным, чем земледелие. Жизнь большинства древнегреческих философов была связанна с колониями, меньшинство философов провели жизнь в материковой Греции.
Зарождается философия в Ионии в Милете. Переселение в Ионию начинается еще в «темные века» (Х-VIII вв. до Р.Х.) и в архаический период (VII- VIвв. до Р.Х.) это были наиболее развитые территории, с активным мореплаванием и торговлей. Жители ионийских колоний много путешествовали в рамках торговых поездок и бывали в Финикии, Вавилоне, Египте, имели контакты с Персией (в конце VI в. до Р.Х. Иония принадлежит Персии).
Все милетцы были натурфилософами, поэтому круг их теоретических и прикладных занятий был связан с различными научными знаниями: математикой, астрономией, метереологией и др. Большинство их знаний были заимствованы из египетской культуры, с которой у Милета и всего ионийского побережья были тесные связи. Знания милетцев, как и египтян были сугубо практическими, но именно им принадлежат первые «созерцания» (теории) в области натурфилософии или «философии природы», пытавшейся объединить в целое представления о природе на основе субстанционального вещественного первоначала. Милетцы, как граждане своих полисов активно занимались различными видами социально-политической деятельности: законодательной, военной и др.
По образу жизни, экзистенции милетцев можно назвать учеными не в смысле современных «служащих социального института науки», а учеными «по духу». Поиск истин природы, натурфилософия-это их жизненное кредо. Необходимо учитывать, что философия как созерцание в то время выходила за пределы практического астрономического, математического механического знания. Эти «научные» знания позднее стали теоретическими, и стали такими, благодаря развитию философии у древних греков.
Фалес Милетский (ок. 625 до Р.Х. – пол. VI в. до Р.Х.)
О философии Фалеса Милетского мы знаем меньше, чем о роде его занятий. Фалес был не только первым греческим философом, но и математиком, астрономом. Фалес на основе этих прикладных математико-астрономических знаний предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до Р.Х. Дата затмения – это первая точная хронологическая дата в истории древнегреческой науки, день ее рождения. Фалесу приписывается греческими писателями также решение двух геометрических задач практического характера: определения расстояния корабля на море от Милетской гавани и определения высоты пирамиды по длине её тени.
Как математик, он доказал теоремы:
о делении круга диаметром пополам;
о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника;
о равенстве вертикальных углов;
один из признаков равенства прямоугольных треугольников и другие
Жизненную карьеру Фалес начинал, как купец, и ещё в молодости попал в Египет. Таким образом, в ионийских колониях быть купцом-мореплавателем для фэта было незазорным. Во многом образ жизни Фалеса повторял образ жизни др. милетцев, среди которых было много купцов. Развитие торговли шло в те века преимущественно в ионийских колониях, а торговое судоходство-это основа деятельности, процветания ионийских греков. Торговля всегда способствовала развитию свободного, адогматичного мышления, поэтому не удивительно, что философия зародилась среди милетцев: купцов и мореплавателей.
В Египте Фалес задержался на много лет, изучая науки в Фивах и Мемфисе. Считается, что геометрию и астрономию в Грецию привёз он.
Фалес активно занимался и государственно-политической деятельностью, помогал советами царю Крезу в походе против Кира, стремился создать панионийский союз древнегреческих ионийских городов.
Первый мыслитель, совершивший попытку создания первого целостного мировоззрения, был многогранным человеком: первым древнегреческим ученным, активным гражданином своего полиса, одним из академии семи бессмертных, его имя называли вместе с именами величайших законодателей Греции.
Анаксимандр (610-546 гг. до Р.Х.)
Анаксимандр, первый использовавший понятие «бесконечное, беспредельное», как предельной основы бытия, известен и как первый географ, составивший карту. Он также считается изобретателем гномона, посредством которого определяли дни равноденствий и солнцестояний, полоса-солнечных часов, астрономической сферы, то есть, Анаксимандр известен нам и как астроном.
Подобно многим первым философам активно участвовал в общественной полисной жизни-основал колонию в Аполонии.
Вместе с Ферекдидом, Анаксимандр известен и как древнейший греческий прозаик. Анаксимандр ввёл понятие «закон», применив его в общественной практики, а также к природе и науке. Ему приписывают одну из первых формулировок закона сохранения энергии: «из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению».
Анаксимен (585/560 г — 525/502 гг. до Р.Х.)
Анаксимен – младший современник Анаксимандра и последний натурфилософ милетской ионийской школы.
Научные интересы Анаксимена был несколько уже, чем у первых милетцев, они сводились, в основном, к метереологии и астрономии. Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, стремился объяснить естественным образом. Собственно, метереология и астрономия того времени-это еще не эмпирические науки, а спекулятивная натурофилософия. Вообще, называя философов того времени ученными в определенных областях не стоит впадать в исторический презентевизм.
Как метеоролог, Анаксимен считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер — уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.
Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления. Анаксимен полагал, что Солнце — плоское небесное тело, аналогичное Земле и Луне, которое от быстрого движения раскалилось. Земля и небесные светила парят в воздухе; Земля неподвижна, другие светила и планеты (которые Анаксимен отличал от звезд и которые, как он считал, возникают из земных испарений) движутся космическими ветрами.
Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом