Секрет создания фарфора открылся для Европы в 1709 году, тогда и начался настоящий бум собирательства фарфоровых фигурок. Первые европейские статуэтки походили на китайские и японские, но уже к середине XVIII века формируется оригинальный классический стиль европейских фарфоровых статуэток.
К середине XVIII века фарфоровый бум захватил Европу. Более сорока предприятий выпускали фарфоровые изделия. Почти половина из них размещались в Германии. Ассортимент выпускаемой продукции был широчайшим, стили разнообразнейшими, на кружевном фарфоре, ведущем свою историю от рокальных скульптурок XVIII века, начало которой положил выдающийся художник своего времени и создатель рококо Антуан Ватто. Самые ранние подобные статуэтки относят к началу XVIII века и к предприятиям расположенным в Саксонии и Тюрингии.
Конечно, это Мейсенский фарфор с его изумительной белизной и изяществом пластики. Мейсен/Meißen — это самая первая фарфоровая мануфактура в Европе, основанная правителем Саксонии Августом Сильным в 1704 году, когда алхимик Иоган Бетгер, в попытках сотворить философский камень, создал твёрдый фарфор.
Это было не меньшим прорывом в химии, учитывая покров тайны над рецептурой фарфора и его баснословную стоимость. Вторым предприятием была Венская фарфоровая мануфактура, основанная 14-ю годами позже. Далее был Севр и другие предприятия Европы. Все они имели свою специализацию, стиль и особенности, узнаваемые искусствоведами даже без обращения к клеймам.
Не менее известны скульптуры мануфактуры Унтервайсбах/Unterweißbach,
основанной в 1882 году в Тюрингии
Производством скульптуры занимались далеко не все предприятия. Наиболее известными, дошедшими до наших дней и сохранившимися в коллекциях были изделия Мейсенской мануфактуры (применительно к фигуркам его называют ещё Дрезденский фарфор).
Очень известна фарфоровая скульптура мануфактуры в Зитцендорфе, основанная в 1760 году, которая сейчас носит название фарфоровый завод Фолькштедт/Volkstedt, и где с 1880 года Антуан Мюллер начинает производство «фирменного», известного на весь мир фарфорового кружева.
Продукция предприятия пользуется необыкновенным спросом. Изящность скульптуры и кружевная идея не оставляет равнодушным никого. Кружевные статуэтки выпускались Мюллером вплоть до Второй мировой войны. Во время бомбёжек предприятие было разрушено.
При создании «кружевных» статуэток используют настоящие кружева, которые пропитывают фарфоровой массой, а затем, ещё влажными, прикрепляют к скульптурам. В печах при температуре более 1300 градусов текстильная основа сгорает, а фарфоровое кружево затвердевает и остаётся на века.