Сизьма - самобытный уголок Вологодчины
- Светлана
- Тысячник
- Сообщения: 6553
- Зарегистрирован: Ср сен 30, 2009 7:42 pm
- Откуда: г. Устюжна
- Светлана
- Тысячник
- Сообщения: 6553
- Зарегистрирован: Ср сен 30, 2009 7:42 pm
- Откуда: г. Устюжна
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
Здесь прялки и изделия из льна.
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
Суровьё - нить из льна
Здесь прялки и изделия из льна.
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
Суровьё - нить из льна
Светлана.
- Светлана
- Тысячник
- Сообщения: 6553
- Зарегистрирован: Ср сен 30, 2009 7:42 pm
- Откуда: г. Устюжна
В музее собрана большая коллекция полотенец из льна
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
В старину каждое полотенце что-то обозначало. И рождавшегося младенца принимали на полотенце, и гроб в могилу тоже опускали на полотенцах.
Праздничные наспичники. Раньше в деревенских избах стены не оклеивали, полы не красили. Чтобы на праздник как-то придать избе праздничный вид, хозяева украшали её с помощью красивых расшитых белых полотенец. Например, на одном из старинных сиземских полотенец вышиты листья конопли. А вешали эти наспичники на спицы – деревянные стержни-гвозди, вколоченные в верхней части стен.
Иконный плат. Таким полотенцем покрывали, украшали икону, стоявшую на божнице в красном углу.
Полотенца-набойки. Набойка от вышивки отличается тем, что рисунок не вышивался, а набивался с помощью набивных досок – специальных деревянных дощечек (примерно 20 на 20 см), которые назывались манеры. На них вырезался незатейливый манерный рисунок-узор, например, “дороги” (полосы), “цветок”, петушки и др. Доски-манеры заливали несмываемой краской и накладывали на холст. Получался несмываемый манерный узор-набойка. На одном из старинных сиземских полотенец-набоек сделана надпись: «Каго люблю. Таму дарю. Люби миня. Как я тибя».
Зажнивное полотенце. Когда заканчивалась уборка зерновых, последний сноп приносили с поля в дом. Его ставили в красный угол, обвязывали таким полотенцем, чтобы год для семьи прошел благополучно и сытно. На полотенце были вышиты колосья, поднимающиеся вверх.
Поминальное полотенце. Когда приходили с похорон с кладбища, гостям предлагали помыть руки и вытереть таким полотенцем. Изображались кресты с павами; кони, возносящие душу человека на небеса.
Встречальное полотенце. Это полотенце, на которое ставили хлеб-соль (каравай) и встречали дорогих гостей.
Плакальное полотенце. Когда выдавали замуж, девушка перед свадьбой плакала, прощалась с подругами, и на этот случай было вышито специальное полотенце.
Свадебный утиральник. Когда девушка уже была сосватана, устраивался свадебный пир, на котором девушка прощалась со своими родителями, собираясь уходить в чужой дом, и плакала в такое полотенце.
Сидельное полотенце. Во время свадебного пира все сидели на скамейках, и никогда молодых не садились на голую скамейку. Обычно на скамейку ложили шубу густым мехом кверху, а поверх меха шубы стелили такое полотенце. Невеста спрашивала у родителей: «Матушка, батюшка, отчего Вы мохнаты?» А матушка говорила: «Оттого мы мохнаты, чтобы Вы жили богато». На старинном сиземском полотенце вышиты барсы.
Свадебный взголовник. Это полотенце во время свадебного пира служило своеобразным оберегом для молодых. Когда их садили в красный угол за стол, над их головами висело такое полотенце – оберег от дурного глаза (от дурного взгляда), от плохих людей.
Подножное полотенце. Когда молодые шли в церковь венчаться, им под ноги ложили такое полотенце, на котором было изображено древо жизни как намек на продолжение рода человеческого.
Дружкин плат. Сейчас в свадьбе участвуют тамада и свидетель, а раньше был дружка. Приезжая в дом за невестой, чтобы увезти её на свадьбу, он первым делом нахваливал жениха и его друзей. Чтобы отличить, дружку обвязывали очень длинным полотенцем. Оно перебрасывалось через плечо, а завязанные концы его могли даже волочиться по земле. На старинном сиземском полотенце вышиты лебеди.
Братынное полотенце. На него во время пира ставили заздравную чашу-братыню (братину), из которой всех угощали. Обходя гостей, пели: «Чарочка маленькая серебряная, на золотом блюдце поставленная. Кому чару пить, тому здраву быть. Свет, Николаю Алексеевичу. Чару выпивай, нас не забывай. То не лес, не трава к земле клонится. На здоровьице». Так пели каждому, чтобы каждый отпивал.
Свадебный взрушник. Когда шла свадьба, руки молодых крепко связывали таким полотенцем, чтоб сидели они как можно ближе, плотнее друг к другу. Делалось это с тем смыслом, чтобы люди всю жизнь прожили вместе и никогда не разлучались.
Величальное полотенце. На этом полотенце встречали (величали) дорогих гостей, держали величальную чашу. На одном из старинных сиземских полотенец вышит двуглавый орел.
Утиральное полотенце (утиральник). Им вытирали (утирали) лицо.
Рукотерники (рукотерки). Ими вытирали руки. По виду и украшению рукотерник намного проще утиральника.
Христовские скатерти. Такие скатерти хозяйка доставала из сундука и стелила на столы только на Пасху. В другое время она их никогда не доставала.
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
В старину каждое полотенце что-то обозначало. И рождавшегося младенца принимали на полотенце, и гроб в могилу тоже опускали на полотенцах.
Праздничные наспичники. Раньше в деревенских избах стены не оклеивали, полы не красили. Чтобы на праздник как-то придать избе праздничный вид, хозяева украшали её с помощью красивых расшитых белых полотенец. Например, на одном из старинных сиземских полотенец вышиты листья конопли. А вешали эти наспичники на спицы – деревянные стержни-гвозди, вколоченные в верхней части стен.
Иконный плат. Таким полотенцем покрывали, украшали икону, стоявшую на божнице в красном углу.
Полотенца-набойки. Набойка от вышивки отличается тем, что рисунок не вышивался, а набивался с помощью набивных досок – специальных деревянных дощечек (примерно 20 на 20 см), которые назывались манеры. На них вырезался незатейливый манерный рисунок-узор, например, “дороги” (полосы), “цветок”, петушки и др. Доски-манеры заливали несмываемой краской и накладывали на холст. Получался несмываемый манерный узор-набойка. На одном из старинных сиземских полотенец-набоек сделана надпись: «Каго люблю. Таму дарю. Люби миня. Как я тибя».
Зажнивное полотенце. Когда заканчивалась уборка зерновых, последний сноп приносили с поля в дом. Его ставили в красный угол, обвязывали таким полотенцем, чтобы год для семьи прошел благополучно и сытно. На полотенце были вышиты колосья, поднимающиеся вверх.
Поминальное полотенце. Когда приходили с похорон с кладбища, гостям предлагали помыть руки и вытереть таким полотенцем. Изображались кресты с павами; кони, возносящие душу человека на небеса.
Встречальное полотенце. Это полотенце, на которое ставили хлеб-соль (каравай) и встречали дорогих гостей.
Плакальное полотенце. Когда выдавали замуж, девушка перед свадьбой плакала, прощалась с подругами, и на этот случай было вышито специальное полотенце.
Свадебный утиральник. Когда девушка уже была сосватана, устраивался свадебный пир, на котором девушка прощалась со своими родителями, собираясь уходить в чужой дом, и плакала в такое полотенце.
Сидельное полотенце. Во время свадебного пира все сидели на скамейках, и никогда молодых не садились на голую скамейку. Обычно на скамейку ложили шубу густым мехом кверху, а поверх меха шубы стелили такое полотенце. Невеста спрашивала у родителей: «Матушка, батюшка, отчего Вы мохнаты?» А матушка говорила: «Оттого мы мохнаты, чтобы Вы жили богато». На старинном сиземском полотенце вышиты барсы.
Свадебный взголовник. Это полотенце во время свадебного пира служило своеобразным оберегом для молодых. Когда их садили в красный угол за стол, над их головами висело такое полотенце – оберег от дурного глаза (от дурного взгляда), от плохих людей.
Подножное полотенце. Когда молодые шли в церковь венчаться, им под ноги ложили такое полотенце, на котором было изображено древо жизни как намек на продолжение рода человеческого.
Дружкин плат. Сейчас в свадьбе участвуют тамада и свидетель, а раньше был дружка. Приезжая в дом за невестой, чтобы увезти её на свадьбу, он первым делом нахваливал жениха и его друзей. Чтобы отличить, дружку обвязывали очень длинным полотенцем. Оно перебрасывалось через плечо, а завязанные концы его могли даже волочиться по земле. На старинном сиземском полотенце вышиты лебеди.
Братынное полотенце. На него во время пира ставили заздравную чашу-братыню (братину), из которой всех угощали. Обходя гостей, пели: «Чарочка маленькая серебряная, на золотом блюдце поставленная. Кому чару пить, тому здраву быть. Свет, Николаю Алексеевичу. Чару выпивай, нас не забывай. То не лес, не трава к земле клонится. На здоровьице». Так пели каждому, чтобы каждый отпивал.
Свадебный взрушник. Когда шла свадьба, руки молодых крепко связывали таким полотенцем, чтоб сидели они как можно ближе, плотнее друг к другу. Делалось это с тем смыслом, чтобы люди всю жизнь прожили вместе и никогда не разлучались.
Величальное полотенце. На этом полотенце встречали (величали) дорогих гостей, держали величальную чашу. На одном из старинных сиземских полотенец вышит двуглавый орел.
Утиральное полотенце (утиральник). Им вытирали (утирали) лицо.
Рукотерники (рукотерки). Ими вытирали руки. По виду и украшению рукотерник намного проще утиральника.
Христовские скатерти. Такие скатерти хозяйка доставала из сундука и стелила на столы только на Пасху. В другое время она их никогда не доставала.
Светлана.
- Светлана
- Тысячник
- Сообщения: 6553
- Зарегистрирован: Ср сен 30, 2009 7:42 pm
- Откуда: г. Устюжна
Коллекция сундуков, чемоданов и т.п.
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
Светлана.
- Светлана
- Тысячник
- Сообщения: 6553
- Зарегистрирован: Ср сен 30, 2009 7:42 pm
- Откуда: г. Устюжна
Предметы старинного быта
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
Коллекция прялок
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
Коллекция прялок
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
Светлана.
- Львица.
- Тысячник
- Сообщения: 14040
- Зарегистрирован: Ср дек 28, 2011 5:04 pm
- Светлана
- Тысячник
- Сообщения: 6553
- Зарегистрирован: Ср сен 30, 2009 7:42 pm
- Откуда: г. Устюжна
Куклы
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
<a href='go.php?http://www.radikal.ru' target='_blank' rel='nofollow'></a>
Светлана.
- Олюшка
- Тысячник
- Сообщения: 3536
- Зарегистрирован: Вт июн 05, 2012 10:42 am
- Откуда: Россия, Москва
- NLN
- Тысячник
- Сообщения: 4643
- Зарегистрирован: Чт янв 19, 2012 5:22 am
- Эля
- Тысячник
- Сообщения: 1722
- Зарегистрирован: Ср окт 24, 2012 7:47 am
- Откуда: Самарская область
Светлана, прялки, станок и другие предметы деревенского быта я видела у бабушки в деревне. Моя мама родом из Вологодской области (Чагодощенский район). Я храню половичок самотканый в цветную широкую полосу, полотенце и скатерть.
Сейчас смотрю и такие воспоминания нахлынули)))
Спасибо!
Сейчас смотрю и такие воспоминания нахлынули)))
Спасибо!
Я - Эля<br><br>Один раз живем, но каждый день.
-
- Форумчанин
- Сообщения: 583
- Зарегистрирован: Ср авг 03, 2011 6:39 pm
- Откуда: Санкт-Петербург, Петергоф
- Светлана
- Тысячник
- Сообщения: 6553
- Зарегистрирован: Ср сен 30, 2009 7:42 pm
- Откуда: г. Устюжна