Толкование сказок

Литература, иностранные языки, книги, журналы, наше творчество....
Ирина Р.

Сообщение Ирина Р. » Ср окт 02, 2013 4:44 pm

Здравствуйте все,
Хочу предложить толкование сказок. Это не сказкотерапия и не сказкодрама - сама не знаю что. Но нравится раскрывать секреты сказки, понимать их символы. Интересны ли будут такие тексты кому-нибудь?
Ирина Р.

Сообщение Ирина Р. » Вс окт 13, 2013 7:33 am

Саша писал(а):Ирина Р.
А как же толкования сказок:unsure:
Меня это тоже очень интересует.
Ведь Сказка - ложь, добрым молодцам - урок. Хотелось бы знать в чём он Этот Урок.
Саша,
На пробу хочу предложить свое толкование сказки "Курочка Ряба".

Эта сказка имеет много вариантов. В детстве я слышала этот зафиксирован в Википедии, а записан на Украине, в селе Плоское Черниговской области. Вот этот текст:
«Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!»

Начну с толкования символов сказки, без понимания которых нельзя раскрыть её смысл.
• Курочка Ряба, главный герой сказки, принадлежит духовному миру, связывает землю и небо. Правда, известно насмешливое «курица не птица», но крылья и летающее перо у неё есть.
• Символизм яйца ещё более многозначен: из него рождается мир и жизнь, если оно расколется. Даже скорлупки от яйца – это символ разбившихся надежд и пустоты. Если оно целое, то говорит о потенциале, причем, как бессмертия (пасхальное яйцо у славян), так и смерти (Кощеевой). Может быть, и старики в сказке просят новой жизни (возможно, в другом мире), пытаясь разбить золотое яйцо? В этом нет противоречия: от болезней и немощи старики часто просят у Бога именно смерти как избавления от страданий.
• Мышь всегда была существом, которое связывает живое и неживое: живет и на земле, и под землей среди мертвых. Она несет смерть и золотому яйцу, символу нетленности, почета и богатства и радости.
• Человеческий мир представляют дед и баба, древние жители, они несут то ли мудрость, то ли физическую беспомощность и ветхость старости. Они не могут разрешить какой-то загадки. Какой же? Да мало ли их у человечества! Они не успели: их ограничивает Время, которое без их появления и ухода не существует. Опередила их мышь. Им остается поминальное яйцо, «простое», настоящее.
Множество вопросов появляется и в понимании сюжета.
• Зачем курочка снесла яйцо, которое нельзя разбить, заставляя плакать хозяев? И почему, только увидев слезы стариков, Ряба их успокаивает обещанием снести простое яйцо – его можно съесть? То есть старики отдают вечную жизнь за то, что можно быстро съесть?
• Почему курочка Ряба (рябая), не Белянка, не Чернушка? Цвет тоже играет определенную роль: рябой – это чередование черного и белого, как – светлого и темного, доброго и злого. Ряба может сотворит добро (рождение нового мира из разбитого яйца) или зло (старики получают вместо вечной жизни еду). Выбор сделали старики, а Курочка Ряба как посланец Бога давала им это право выбора.
• Какова роль мышки из подземного мира? Она «часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо». А в чем это благо, если старики плачут, когда она разбивает золотое яйцо? Мышка становится носителем сострадания: пусть поживут старики еще на белом свете, не торопясь в жизнь вечную.
Интересны и цифры, которые существуют в сказке, они тоже несут смысловую нагрузку.
• Мир сказки трехслоен: воля Творца (Ряба рождает яйцо), человеческий мир с текущим временем (от рождения до смерти) и мир смерти, которая должна убрать старое. Это мир тройственный, творческий, гармоничный (Бог - святой дух - Божий сын).
• В то же время, цифра 4 – символ устойчивости мира возникает только с мышкой: смысл сказки опять меняется. Мышка послана из подземного мира, где правит смерть, она противостоит 3 основным героям сказки: слезы стариков из-за неё. Видимо, роль мышки состоит не только в разрушении старого, но появлении нового, устойчивого мира.
Даже значение звуков в имени главной героини сказки приводит к интересным смыслам.
• В слове «ряба» звук [Р] имеет следующее значение: активное действие, принцип рождения, при избытке даже агрессивность. Поскольку звук мягкий, то действие смягчено: Ряба утешает.
• Звук [Б] означает «бережение» или «берегущего».
• Звук [А] – первое и великое, попытка выделить нечто из контекста, а повторение звука говорит об удвоении выделения – отделения и склонности к разрушению.
В этой тайной роли (судя по звуковому содержании имени) курочка Ряба действительно близка мышке. Так замыкают сюжет две противоположности: духовный и подземный мир.
Итак, «добрым молодцам урок» этой сказки таков:
1. Мир амбивалентен (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила»): в нем существует двойственность отношений к чему-либо, вызванная противоположными чувствами. Тот же взгляд представляет учение Фрейда, он рассматривал это соединение двух фундаментальных побуждений как влечение к жизни и влечение к смерти.
2. Сказка повествует о гармонии мира. В ней нет ни злого пророчества, ни обещания рая на земле. Рождая многосмыслие, сказка говорит мне: учись видеть и понимать добро, постигай смысл своей непростой человеческой жизни и не плачь напрасно.
Аватара пользователя
NLN
Тысячник
Сообщения: 4643
Зарегистрирован: Чт янв 19, 2012 5:22 am

Сообщение NLN » Пн окт 14, 2013 12:43 pm

Ирина Р.
Ирочка, а меня очень заинтересовала тема, предложенная тобой! Прочитала с большим интересом, спасибо тебе. И сказки у тебя замечательные !
:rose:
Наташа.
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Mila545 » Пн окт 14, 2013 2:51 pm

Вот совсем другой "каленкор", тема действительно достойная быть отдельной. Прочитала с интересом. Спасибо, Ира тебе!
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Ирина Р.

Сообщение Ирина Р. » Вт окт 15, 2013 2:37 pm

NLN
Mila545
А я и не знала, что тема открыта - большое спасибо!
Спасибо за одобрительные слова, за интерес к моему тексту.
Честно говоря, я не знаю, зачем я эти толкования пишу. Хотелось соединить символы и сказки, чтобы понять не первый смысл сказок, а второй, мифологический, глубинный. Эти же символы существуют в сновидениях. Но мне хотелось бы услышать возражения или критику. Видимо, мне нужен диалог, а то я варюсь в собственном соку. Я не вхожу ни в какие объединения или институты, сама по себе. Хотела напечатать за свой счет что-нибудь своё, но зачем? У меня была страница на Проза.ру, но я её закрыла: стала узнавать мои тексты в чужих работах. В общем, нужен совет: куда мне с этим занятием идти?
Аватара пользователя
Таня
Тысячник
Сообщения: 8196
Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 5:50 pm
Откуда: г.Новомосковск, Тульская область

Сообщение Таня » Вт окт 15, 2013 2:39 pm

Ирина Р.
Ирочка, я так понимаю, что ты уже пришла.

Тема открыта специально, чтобы ты могла рассказывать здесь.

И зритель (слушатель, оппонент и т.п.) у тебя уже есть...
Бывает, накроет дикая тоска, встанешь, подойдешь к окну, посмотришь на звезды, решишь изменить свою жизнь – и назад за компьютер.
Ирина Р.

Сообщение Ирина Р. » Вт окт 15, 2013 2:41 pm

Mila545 писал(а):Вот совсем другой "каленкор", тема действительно достойная быть отдельной. Прочитала с интересом. Спасибо, Ира тебе!
Вам спасибо, что не обиделись на мою назойливость. :rose:
Извините, я поняла, что не в тот блог написала, но рискнула. :wub:
Ирина Р.

Сообщение Ирина Р. » Вт окт 15, 2013 2:46 pm

Тогда еще одна сказка. Это сказка Аксакова, моя любимая - "Аленький цветочек".
Почти в каждой сказке все начинается с описания семьи, которая живет в мире знакомом и привычном. В этой сказке семья состоит из 4 человек: отец и 3 сестры. У всех народов, во всех философских системах цифра имеет смысл и играет важную роль. Цифра 1 – это символ первичности, центр равновесия и цели, символ создателя – представляет отца. Число 3 – символ устойчивости и нерасторжимости; Пифагор видел в нем гармонию, а Аристотель – целостность (начало-середина-конец); это знак удачи и духовной сферы человека; это представление о человеке: тело-душа-дух. Наконец, для анализа именно этой сказки 3 может быть представлено как 2+1: уже здесь содержится противопоставление, о котором мы и узнаём из сказки. Число 4 – это первая трехмерная фигура, число очищения или чистоты, а квадрат – символ устойчивости. Таким образом, семья купца – это образ устойчивого мира, в котором есть центр и равновесие.
Отец берет на себя роль помощника любимой дочки, которая выросла и которой надо выйти замуж. Эта цель их объединяет: Анимус дочери и Анима отца вместе ищут путь к её индивидуации. Её либидо ищет применения, и коллективное бессознательное помогает ей: ей показывают во сне аленький цветочек, в котором заключен сакральный смысл. Красный цвет всегда наделяли определенными свойствами: это огонь творчества и любви, драгоценность рубина или граната, символ власти и красоты.
Отец, путешествуя и подвергаясь опасностям в море жизни (крушение кораблей), готов пожертвовать своей жизнью ради дочки (проститься с любимыми дочерьми и вернуться к чудовищу). Но купеческая дочка (меньшая и последняя, видимо, оставшаяся раньше всех без матери, и дороже всех отцовской душе) не принимает жертвы и сама отправляется к чудовищу. Эта жертва нужна ей самой — это её плата за аленький цветочек. Духовность красавицы раскрывается в её верности своим идеалам красоты (аленький цветочек) и любви к отцу (патриархальная верность Родине).
Чудовище, который ждет красавицу, олицетворяет нижний мир, животную стихию человека, это образ страсти, которая приручает дочку к себе, давая сначала послушать себя, а потом посмотреть на себя. Дочь купца пугается виду звериного, но глаза (зеркало души) приручают красавицу. Да, она заглядывает в «пропасть» своего животного начала, но и её душа откликается на эту сущность, безобразную и вызывающую отвращение. Если вспомнить смерть героев таких реалистических произведений о любви, как «Бездну» Леонида Андреева или «Митину любовь» Ивана Бунина, то станет ясно, что это отвращение к «звериному человеку» в себе побороть не каждому удается.
Что же это за сила, которая помогла дочери купца побороть свой страх и расколдовать принца? Любовь – да, но до неё – жалость! Это, кстати, нашел и М.Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита»: королева бала просит сначала о Фриде и только потом о Мастере. В памяти русского народа это закрепилось в песнях и приметах: «жалеет – значит любит» (в отличие от пьяно–бандитского варианта: бьет – значит любит).
На один день зверь отпускает дочь от себя, предупреждая о своей смерти, если дочь не вернется к нему. Так проверяется её твердость выбора. Купеческую дочь обманом удерживают дома сестры, которые здесь олицетворяют её тень или эго.
Дочь купца успевает вернуться и, называя зверя «милым другом», получает награду – это не только счастливый брак с принцем-мечтой, это путь к индивидуации.
Каждая сказка метафорична – в этом её долголетие. Метафора этой сказки видится в аналогии с судьбой любого художника, который проходит индивидуацию. Так, Россия в 19 веке ищет свою путь, и появляются славянофилы (в их числе и автор сказки «Аленький цветочек» – С.Т.Аксаков).
Аленький цветочек олицетворяет красоту и гармонию мира, которую ищет любой человек. Страшное «чудовище» любого творческого человека (творца любви в том числе) - мир бессознательного. Художнику требуется настоящая самоотверженность: отказ от спокойной защищенной жизни, стойкость в физических и материальных лишениях, сила духа в жизненных и творческих испытаниях. «Через тернии к звездам» -- путь настоящего Мастера.
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Mila545 » Ср окт 16, 2013 9:28 am

Ирина Р.-Ирочка, толкования "Аленького цветочка" очень глубокое. Я несколько раз перечитала текст, интересны твои мысли. Только вот мне не хватило простоты изложения смысла сказки, мешали специфические, научно-литературные слова. Только Ирина не обижайся я пишу о своем восприятии, ты же хотела диалога, но это отнюдь не критика.

Кстати твои бытовые сказки мне понравились.
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
natali

Сообщение natali » Ср окт 16, 2013 10:00 am

Ирина Р. А вот объясните мне ,пож,образ Ивана-дурака?Лодырь и бездельник и ррраз-все(обращаю внимание!)БЕЗ ТРУДА ему досталось.Не потому ли в нашем менталитете -"дураков работа любит" люди, в огромном большенстве, хотят получить все на"шару"
Ирина Р.

Сообщение Ирина Р. » Ср окт 16, 2013 3:33 pm

Mila545 писал(а): Только вот мне не хватило простоты изложения смысла сказки, мешали специфические, научно-литературные слова. Только Ирина не обижайся я пишу о своем восприятии, ты же хотела диалога, но это отнюдь не критика.
Кстати твои бытовые сказки мне понравились.
Mila 454, спасибо на добром слове. Без терминов никак нельзя, в них много смысла сразу. А без них - получится, что я не в теме. :) Если спросите - я поясню, раз написала. А критику я бы почитала, мне интересно, что получилось из моего доморощенного анализа. Так что, жду вопросов.
Ирина Р.

Сообщение Ирина Р. » Ср окт 16, 2013 3:38 pm

Таня писал(а):Ирина Р.
Ирочка, я так понимаю, что ты уже пришла.
Тема открыта специально, чтобы ты могла рассказывать здесь.
И зритель (слушатель, оппонент и т.п.) у тебя уже есть...
Таня, спасибо, что есть возможность поделиться моей темой. :rose:
Ирина Р.

Сообщение Ирина Р. » Ср окт 16, 2013 4:00 pm

natali писал(а):Ирина Р. А  вот объясните мне ,пож,образ Ивана-дурака?Лодырь и  бездельник и ррраз-все(обращаю внимание!)БЕЗ ТРУДА ему досталось.Не потому ли в нашем менталитете -"дураков работа любит" люди, в огромном большенстве, хотят получить все на"шару"
Натали, О дураке много чего написано, как-никак любимый национальный герой. :D На мой взгляд, лучше всего сказал Дмитрий Лихачев.
"Место дураков было в Древней Руси по соседству с царями, сидели они на ступеньках трона, хотя это царям и не особенно нравилось. Тут на троне царь со скипетром, а рядом дурачок с кнутиком и у народа любовью пользуется. Того и гляди Иванушка-дурачок Иваном-царевичем станет.
Дурак русских сказок добрый, а следовательно, поступает по-умному и свое в жизни получит. Дурачок русских сказок уродливого коня-горбунка приласкает и жар-птицу, прилетевшую пшеницу воровать, отпустит. Те за него потом и сделают в трудную минуту все, что нужно. Доброта — она всегда умная. Дурак всем правду говорит, потому что для него не существует никаких условностей и нет у него никакого страха.
Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, показной красивости и скопидомству, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности.
И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое."
Д.С.Лихачев, «Заметки о русском»
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Mila545 » Ср окт 16, 2013 6:37 pm

Ирина Р., и все же если бы ты писала научную статью о толковании сказок, я бы приняла все эти термины безоговорочно. Но все же русский язык настолько богат и ярок, что в нем можно найти простые слова и выражения, которые заменят термины в полной мере и не исказят смысл твоих толкований.
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Ирина Р.

Сообщение Ирина Р. » Ср окт 16, 2013 7:06 pm

Mila545 писал(а): Но все же русский язык настолько богат и ярок, что в нем можно найти простые слова и выражения, которые заменят термины в полной мере и не исказят смысл твоих толкований.
А например, напишите какое-то предложение, в котором есть такие термины.
Ответить

Вернуться в «Литературное ассорти»