Православные посты

форум о религиях (христианской, католической, мусульманской и пр.)
Ответить
УЛЯ

Сообщение УЛЯ » Сб мар 12, 2011 5:32 pm

ПОСТЫ В ДРУГИХ РЕЛИГИЯХ.

Пост у католиков.
В католической церкви различают две различные категории поста: собственно пост и воздержание.
1).пост предполагает ограничение приема пищи в день: одна полноценная трапеза, и при этом не запрещается еще два вкушения: утром и вечером, причем род и количество принимаемой при этом пищи определяется утвердившимися местным обычаем.
2).воздержание означает воздержание в этот день от вкушения мяса.

Простестанизм( в том числе английская церковь) обязательных постов не знает.

В иуданизме посты следующие:
1).общественные (в знак траура,в дни покаяния, в память различных событиях в истории страны и народа);
2).индивидуальные (верующие сами налагают на себя обет поста).
Кроме постов, у евреев существует специальный свод по запрету определенных видов пищи, который свято соблюдается каждым евреем.Свод законов по пищевым запретам - преследует ту же цель, что и посты у православных. Однако содержание и атрибуты разнятся.

В исламе лишь один пост в году - ураза.Цели поста и у христиан, и у мусульман во многом совпадают.Пост в обеих религиях призван очистить верующего от греховных склонностей и мыслей. Однако существуют некоторые отличия в понимании поста у христиан и мусульман.Значение пищевого поста в христианстве заключается в том, что во время голода человек становится более способный к духовному труду - молитве и покаянию.Для мусульман пост касается лишь пищи, тогда как духовная жизнь отходит на второй план.Пост предусматривает полное воздержание от еды и питья в светлое время суток.В это время ( в течение 1 месяца ) от восхода до заката солнца нельзя есть, пить, курить, и т.п.Все запрещено.Кораном и шариатом предписаны и посты, обоснованные каким-либо обетом, когда верующий дает клятву на случай свершения какого-то события нести тяжесть поста.Завершение уразы напоминает в православном посту Рождество. Этот пост тоже завершается обильной вечерней трапезой, тоже содержит в себе элементы язычества (например, сооружение качелей. разжигание костров и т.п. )

У буддистов и индусов пост является образом жизни, служит не только той цели, что у православных. У них цель питания очень близок к вегетарианству, причем абсолютному.

Источник: тот же.
Люба

Сообщение Люба » Вс ноя 27, 2011 2:36 pm

Завтра, 28 ноября, начинается Рождественский пост. Он длится ровно 40 дней- с 28 ноября по 6 января включительно. Накануне, т.е.сегодня, отмечается день святого Фмлиппа, поэтому этот пост называют еще и Филипповским.

Рождественский пост отмечен радостью, а не печалью,как Великий. Ведь он весь пронизан предощущением Рождества Иисуса Христа, прихода на землю Сына Божьего. Зачем же тогда поститься? Вот что говорил об этом, например, архиеписком Иннокентий (Борисов): " 2000 лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Ему дары. И мы должны прийти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва , добрые дела и любовь".

Но поскольку Рождественский пост все же радостный, то от, конечно, далеко не так строг. Во вторник, четверг, субботу, воскресенье разрешается есть рыбу, кроме того, рыба разрешается в большие праздники-Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день святителя Николая Чудотворца ( 19 декабря), в престольные праздники, на какой бы день они не приходились.
Но вот последние пять дней Рождественского поста являются очень строгими. Со 2-го по 5-е января включительно полагается есть лишь один раз в сутки, вечером, причем самую простую пищу из растительных продуктов. А 6 января, накануне Рождества, полагается полностью отказаться от пищи до появления в небе первой звезды - в память о той звезде, что возвестила волхвам о рождении Христа.Сразу после появления первой звезды разрешается постная каша на воде, можно с добавлением меда, - кутья, или сочиво. Именно поэтому день накануне Рождества Христова называется Сочельником.
Рождественский пост называют иногда крупяным, хозяйкой стола в это время является каша.
Калинушка

Сообщение Калинушка » Пн фев 27, 2012 5:22 pm

С началом Великого поста всех нас! Сил душевных и телесных, мира душевного и милости от Бога!

Календарь Великого поста

Вечером, в первые четыре дня Великого поста, с 27 февраля по 1 марта, в храмах вечером совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского.

По средам и пятницам в течение Великого поста служат литургию Преждеосвященных Даров.

После литургии Преждеосвященных Даров 2 марта будет освящаться коливо (сваренные с медом зерна пшеницы) в память святого мученика Феодора Тирона.

В первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия, 4 марта, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества православия.

Во 2, 3, 4 субботы Великого поста, (10, 17, 24 марта), Церковь совершает поминовения усопших. Накануне, вечером в пятницу, во многих храмах совершается особое заупокойное богослужение — парастас.

Третье воскресенье Великого поста, 18 марта, — неделя Крестопоклонная, на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой.

В среду 5 седмицы Великого поста, 28 марта, вечером (в некоторых храмах — ночью) целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской — Стояние Марии Египетской. «Труда ради бденного» в этот вечер разрешается в пищу вино и елей.

В пятницу на той же неделе, 30 марта, накануне Субботы Акафиста (праздник Похвалы Богородицы), на утрене читается акафист Божией Матери.

8 апреля — Вербное воскресенье (оно же неделя Ваий или Цветоносная — праздник Вход Господень в Иерусалим). На всенощном бдении накануне по традиции освящаются вербы (или пальмы). Так завершается Великий пост и начинается Страстная седмица.
Исповедь Великим постом

Православные стараются чаще исповедоваться Великим постом, и принести покаяние можно практически на любой вечерней службе. Есть и дни, когда исповедаться стараются почти все.

В пятницу первой седмицы Великого поста, 2 марта, вечером совершается большая исповедь – после строгой и покаянной первой недели многие готовятся к причастию. Но тем, кто исповедуется впервые или достаточно редко, лучше для исповеди выбрать другой, менее многолюдный день: утро любой среды или пятницы (перед или во время литургии Преждеосвященных Даров), утро или вечер субботы или утро воскресенья.

В первую субботу вечером, как правило, также бывает много исповедников.

Еще одна большая исповедь совершается в среду, 11 апреля, в канун Великого Четверга. Также обращаем внимание: на ней бывает очень много людей, советуем выбрать для подробной исповеди другой день.

Как правило, если человек исповедовался на Страстной седмице (в некоторых храмах — накануне Вербного воскресенья), благословляется причащаться на Пасху без дополнительной исповеди.
Страстная седмица

В понедельник, 9 апреля, начинается Страстная седмица — особенно строгий период Великого поста. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа.

9, 10, 11 апреля совершаются последние Преждеосвященные литургии. Начиная с воскресенья (8 апреля) и до вторника (10 апреля) на вечернем богослужении (утреня) поется тропарь «Се, Жених грядет в полунощи».

Вечером в среду 11 апреля, на утрене Великого Четверга, читается канон «Сеченое сечется море Чермное» и поется «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».

Великий Четверг, 12 апреля, — воспоминание Тайной Вечери. Совершается главная литургия года в память установления Таинства Евхаристии..

Вечером в Великий Четверг совершается утреня Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий Страстей Господних.

Великая Пятница, 13 апреля — воспоминание Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается. Утром читаются Царские часы, посвященные Страстям Господним. Днем — вечерня с выносом Плащаницы (в практике Русской Церкви она чаще всего совершается в середине дня). Вечером или ночью — утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы.

Утром в Великую Субботу, 14 апреля, совершается вечерня с литургией Василия Великого, после которой, как правило, начинается освящение куличей, яиц и пасох. В этот день разрешается вкушение вина.

В Великую Субботу во второй половине дня во многих храмах читаются Деяния апостолов.

Поздно вечером в Великую Субботу совершается полунощница с каноном «Плач Пресвятой Богородицы», после чего Плащаницу уносят в алтарь и начинается Пасхальная заутреня.
Сорок мучеников Севастийских

22 марта празднуется память 40 мучеников Севастийских (313 год). Церковь особо чтит этих святых: в день их памяти, несмотря на то, что он выпадает в этом году на четверг, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Кроме этого, ослабляется уставной пост: на трапезе разрешается растительное масло, тогда как, согласно Типикону, Великим постом растительное масло обычно разрешается только в субботние, кроме Великой Субботы, и воскресные дни.

Поэтому уже несколько веков в России существует обычай выпекать на праздник Сорока мучеников постные булочки из постного дрожжевого теста на растительном масле в виде птичек — «жаворонки».
Благовещение в 2012 году

В 2012 году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, совпадает с Лазаревой субботой — днем памяти воскрешения праведного Лазаря.

Значение праздника Благовещения настолько высоко, что его служба никогда не переносится на другой день — совершается литургия Иоанна Златоуста.

Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — единственные два дня в течение Великого поста, когда разрешается рыба.
Строгий пост

Первые два дня Великого Поста, 27-28 февраля, соблюдаются особенно строго: согласно Типикону, в эти дни вообще не полагается трапеза. На практике степень поста следует должна определяться по трудам и состоянию здоровья постящегося. Лучше посоветоваться с духовником.

Еще одно устрожение поста происходит после недели Крестопоклонной: с 19 по 23 марта, на четвертой, «средней» седмице Четыредесятницы (среда, 21 марта — преполовение Четыредесятницы).

Великая Пятница — день строгого поста. Как минимум до выноса Плащаницы не поставляется трапеза. Кому позволяют силы и здоровье, не едят до окончания Литургии Великой Субботы.
Nikita
Тысячник
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Пт янв 28, 2011 7:34 pm
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Nikita » Пн фев 27, 2012 9:20 pm

Календарь Великого Поста на 2012 год
27 февраля - 14 апреля
Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы - сорока дней - и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.

Питание в Великий пост
В отношении трапезы Церковный Устав предписывает следующие правила:
* в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост;
* полностью запрещаются «скоромные» продукты (cкоромная пища (древнерус. скором – «жир, масло») - продукты, не дозволенные в пост: мясные продукты, яйца, молочные продукты (сливочное масло, сыр, творог, сметана, молоко...). Кратко – это продукты животного происхождения. При строгом посте воздерживаются и от рыбы.);
* есть можно один раз в день, вечером; но по субботам и воскресеньям — два раза, в обед и вечером;
* в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла;
* во вторники и четверги — горячая пища без масла;
* по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы);
* в Великую пятницу ничего есть не положено;
* в Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи;
* рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал с Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий); в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.

1-я седмица Великого поста
27 февраля
полное воздержание от пищи
Чистый понедельник

28 февраля
горячая пища без масла

29 февраля
cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

1 марта
горячая пища без масла

2 марта
cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

3 марта
пища с растительным маслом
Вмч. Феодора Тирона (ок. 306)

4 марта
пища с растительным маслом
Неделя 1-я Великого поста, Торжество Православия.

2-я седмица Великого поста
5 марта
cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

6 марта
горячая пища без масла

7 марта
cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

8 марта
горячая пища без масла

9 марта
cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

10 марта
пища с растительным маслом
Суббота Родительская. Поминовение усопших.

11 марта
пища с растительным маслом
Неделя 2-я Великого поста

3-я седмица Великого поста
12 марта
cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

13 марта
горячая пища без масла

14 марта
cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

15 марта
горячая пища без масла

16 марта
cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

17 марта
пища с растительным маслом
Суббота Родительская. Поминовение усопших.

18 марта
пища с растительным маслом
Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

4-я седмица Великого поста. Крестопоклонная.
19 марта
сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

20 марта
горячая пища без масла

21 марта
cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

22 марта
горячая пища без масла

23 марта
cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

24 марта
пища с растительным маслом
Суббота Родительская. Поминовение усопших.

25 марта
пища с растительным маслом
Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

5-я седмица Великого поста
26 марта
сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

27 марта
горячая пища без масла

28 марта
сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

29 марта
горячая пища без масла

30 марта
сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

31 марта
пища с растительным маслом
Похвала Пресвятой Богородицы

1 апреля
пища с растительным маслом
Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской

6-я седмица Великого поста (ваий)
2 апреля
сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

3 апреля
горячая пища без масла

4 апреля
сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

5 апреля
горячая пища без масла

6 апреля
cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы

7 апреля
разрешается рыба
Лазарева суббота.
Благовещение Пресвятой Богородицы

8 апреля
разрешается рыба
Неделя Ваий, 6-я Великого поста.
Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

Страстная седмица
9 апреля
cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Великий Понедельник

10 апреля
горячая пища без масла
Великий Вторник

11 апреля
cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Великая Среда

12 апреля
горячая пища без масла
Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери.

13 апреля
полное воздержание от пищи
Великая Пятница. Воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса

14 апреля
пища с растительным маслом
Великая Суббота, Схождение во ад
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.

15 апреля

Окончание Великого поста, разрешение
Надежда<br><br>По-настоящему интеллигентный человек никогда не скажет:"Ну, как была дура-дурой, такой и осталась", а произнесет что-то подобное:"Время над ней не властно"
Беларусочка

Сообщение Беларусочка » Вт фев 28, 2012 4:29 pm

Девочки, извините меня, но человек так устроен, что ему хочется все знать.
Кто из вас знает, (Господи прости), Иисус Христос постился один раз в жизни, почему православные постятся каждый год?
Калинушка

Сообщение Калинушка » Вт фев 28, 2012 5:39 pm

Вчера на проповеди батюшка нам говорил что до 13 века христиане постились один раз в год, а потом было введено четыре поста.
Если раньше, во времена Ветхого Завета, верующие люди приносили Господу Богу самые разные жертвы — скот в виде быков, овец, козлов, а также птиц — голубей, горлиц, хлеб, церковное масло: все это сжигалось на огне и называлось всесожжением. Раньше было несколько видов жертвы Богу — всесожжение за грех, всесожжение в благодарность, др. Но с приходом Иисуса Христа на землю и с установлением уже Нового Завета такие жертвы Богу ушли в прошлое. Сегодня главная жертва Богу, которую православный верующий христианин может принести, - это свеча в церкви, пожертвование на храм Божий, помощь нищим и нуждающимся, искренняя православная молитва, соблюдение 10 Заповедей Божьих и соблюдение правил православных постов.
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2007
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Сообщение Ольга из Воронежа » Пн мар 19, 2012 2:40 pm

Закон Божий. Воскресные дни Великого Поста.
ttps://www.youtube.com/watch?v=UiYFrZYz4vY
Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
Калинушка

Великий пост

Сообщение Калинушка » Пн мар 18, 2013 1:35 pm

1-я седмица Великого поста</span>[/b]

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. "Мистагог покаяния", т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: "Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен". "Благоутробен" - значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост - это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Творец этого, столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище "Иерусалимита", т. е. "Иерусалимлянина".

В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи - остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критский строил храмы Божии , а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.
Калинушка

Сообщение Калинушка » Пн мар 18, 2013 1:36 pm

Канон начинается с глубоко личного вопля:
Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?

С чего начну я оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христос, нынешнему рыданию?

Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу; история первого грехопадения — это моя личная история:

Первозданного Адама преступлению поревновав; познах себе обнажена от Бога, и присносущного Царствия и сладости, грех ради моих…

Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…

Я потерял все божественные дары:

Оскверних плоти моея ризу, и окалях еже по образу, Спасе, и по подобию. Омрачих душевную красоту страстей сластьми, раздрах ныне одежду мою первую, юже ми истка Зиждитель из начала, и оттуда лежу наг…

Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…

Итак, в течение четырех вечеров девять песен Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время — история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью.
Источник ежедневное интернет-СМИ Православие и Мир Протопресвитер Александр Шмеман
Калинушка

Сообщение Калинушка » Вт мар 19, 2013 6:13 am

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ
в Неделю 1-ю Великого поста,
О ЧИНЕ ПРАВОСЛАВИЯ

Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия - иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!"

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема** провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года, приведены ниже.


Двенадцать анафематствований

Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.

Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.

Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.

Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.

Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.

Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.

Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.

Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.

Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.

Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.

Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.


В феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего: "ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской."

После 1917 г. анафематсвованы: "творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной" (1918 г.), несколько священников "публично похуливших Имя Божие" (1959, 1960 гг.). В течение многих десятилетий после революции 1917 г. чин анафематствования был запрещен для соборного провозглашения, и чин Православия включал только поминовение усопших.

В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, "новых религиозных движений", язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя "патриархом Киевским и всея Руси-Украины" (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 г., после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: "Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом."

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.

Источники:
1. Православная энциклопедия. М., 2001, т.2

2. Общедоступные беседы о Богослужении Православной церкви. М., 1898
Калинушка

Сообщение Калинушка » Вс мар 31, 2013 7:09 am

Святитель Григорий Палама
Во вторую Неделю Великого Поста мы совершаем память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных Богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истина от Бога истина, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет».
Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог — свет, в котором нет никакой тьмы — для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что пребываем во тьме. Все беды в Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.


СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА: ЖИТИЕ, ТВОРЕНИЯ, УЧЕНИЕ
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память II июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве — умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками.

Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. «покой», «молчание»), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу — совершал богослужение и произносил проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим Патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил ею в течение 5 лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения Дионисия Ареопагита (память 3 октября), апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.

Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но, видя безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама — так называемый «Святогорский томос». На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндин и Патриарх Иоанн XIV Калека (1341-1347); к ним склонялся и Андроник III Палеолог (1328-1341). Акиндин выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда Патриарх отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле сменил Исидор (1347-1349), святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо продолжал проповедь христианской веры.

Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1304-1355, 1362-1376), который написал житие и службу святителю.

Источник:ПРАВОСЛАВИЕ.RU
Калинушка

Сообщение Калинушка » Вс апр 07, 2013 5:48 am

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ

Слово о кресте …для нас, спасаемых, – сила Божия.
1 Кор. 1, 18

В воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.
Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.

При сем поклонении поется песнь:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Церковь выставляет, в середине Четыредесятницы, верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Поклонение Кресту продолжается и на четвертой неделе поста – до пятницы, и потому вся четвертая неделя называется крестопоклонною.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир праздника.

О поклонении Кресту

… «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Ибо духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2, 15, 14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-нибудь станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что божество – благое и всемогущее, и истинное и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела как – божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во имя Иисуса Христа, – говорит апостол, – в смерть Его крестились» (Гал. 3, 27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1, 24). Вот смерть Христа или Крест, одел нас в ипостасную Божию мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и высота , и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того, чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12, 12, 29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно покланяться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит Богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс. 131, 7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24, 30), разумеется Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищите Назарянина, распятого» (1 Кор. 1, 23). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец Жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и , благословив своих сыновей переменными руками (Быт. 48, 14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор. 28, 66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65, 2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!

Преподобный Иоанн Дамаскин,
Точное изложение православной веры кн. 4
Калинушка

Сообщение Калинушка » Сб апр 13, 2013 2:29 am

Седмица 4-я Великого Поста. Поминовение усопших.

Вселенских родительских суббот пять: мясопустная, троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й недель (седмиц) Великого поста.

Родительские вселенские субботы

В нашем народе, как известно, обычно называют покойников, своих и чужих, старых и малых, — родителями. Так, например, когда принесут в храм тело усопшего, народ наш обычно выражается при этом так: “в церкви родителей”, хотя речь могла идти и о младенце или об отроке умершем.
А выражение “идти на родителей” значит — идти на могилы умерших, родных и даже чужих. Наименование покойников “родителями”, то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. Отсюда — дни, или собственно субботы, в которые совершается вселенское, или всецерковное, поминовение умерших, получили название “родительских суббот”. В субботы, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам. День субботы, как день покоя, по самому своему значению, есть наиболее приемлемый для моления о упокоении умерших со святыми.



Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятиицы

Вводя нас при наступлении Великого поста в теснейший союз христианской любви со всеми членами своими – со святыми, с живущими и умершими, Святая Церковь особенно укрепляет для нас этот союз среди самых подвигов благодатного освящения. Она непрестанно ободряет и утешает верующих призыванием святых, их предстательством и примером, возбуждая к делам благотворения живущим ныне ближним – дать алчущим хлеб и разрешить (разрушить) всякий соуз (союз) неправды; в субботние дни 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста Церковь благовременно (в удобное время) руководствует нас также к прилежнейшему молитвенному ходатайству и об оставлении “вольных и невольных прегрешений верою преставльшихся человек и вечном их упокоении со святыми”.

Поминовения усопших совершаются в обычное время ежедневно (так называемые сорокоусты (Сорокоусты – ежедневные поминовения усопших новопреставленных, совершаемые священником по просьбе прихожан в продолжение сорока дней, начиная со дня кончины человека. – Ред.) и другие добровольные [т. е. совершаемые по просьбе прихожан. – Ред.] поминовения), а Великим постом непрерывные поминовения при общественном церковном (повседневном храмовом) богослужении не совершаются, потому что такие поминовения всегда бывают соединены с совершением полной Божественной литургии, которая в Святую Четыредесятницу (Великим постом) не совершается ежедневно. Посему Святая Церковь, чтобы не лишить умерших спасительного предстательства своего, установила, вместо ежедневных поминовений, совершать трижды вселенские поминовения в субботы 2-й, 3-й и 4-й недель (седмиц) Великого поста. Прочие же субботы Великого поста посвящены особым празднованиям: первая – святому великомученику Феодору Тирону, пятая – Похвале Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста. – Ред.), а шестая – воскрешению праведного Лазаря.
Аватара пользователя
***Светлана***
Тысячник
Сообщения: 1852
Зарегистрирован: Пт ноя 08, 2013 5:37 pm
Откуда: Азия

Сообщение ***Светлана*** » Вт дек 03, 2013 1:23 pm

Люба писал(а):Завтра, 28 ноября, начинается Рождественский пост. Он длится ровно 40 дней- с 28 ноября по 6 января включительно. Накануне, т.е.сегодня, отмечается день святого Фмлиппа, поэтому этот пост называют еще и Филипповским.

    Рождественский пост отмечен радостью, а  не печалью,как Великий. Ведь он весь пронизан предощущением Рождества Иисуса Христа, прихода на землю Сына Божьего. Зачем же тогда поститься? Вот что говорил об этом, например, архиеписком Иннокентий (Борисов): " 2000 лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Ему дары. И мы должны  прийти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва , добрые дела и любовь".

    Но поскольку Рождественский пост все же радостный, то от, конечно, далеко не так строг. Во вторник, четверг, субботу, воскресенье разрешается есть рыбу, кроме того, рыба разрешается в большие праздники-Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря),  день святителя Николая Чудотворца ( 19 декабря), в престольные праздники, на какой бы день они не приходились.
    Но вот последние пять дней Рождественского поста являются очень строгими. Со 2-го по 5-е января включительно полагается есть лишь один раз в сутки, вечером, причем  самую простую пищу из растительных продуктов. А 6 января, накануне Рождества, полагается полностью отказаться от пищи до появления в небе первой звезды - в память о той звезде, что возвестила волхвам о рождении Христа.Сразу после появления первой звезды разрешается постная каша на воде, можно с добавлением меда, - кутья, или сочиво. Именно поэтому день накануне Рождества Христова называется Сочельником. 
Рождественский пост называют иногда крупяным, хозяйкой стола в это время является каша.
И в этом году он уже начался! Нигде не увидела об этом нового сообщения и поэтому решила, на всякий случай, напомнить. :wub:
"Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!" ("Тот самый Мюнхгаузен")
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2007
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Сообщение Ольга из Воронежа » Вт фев 24, 2015 8:25 pm

Тем, кто постится впервые: 6 правил Великого поста
Дарья Менделеева | 23 февраля 2015 г.
Первый в жизни пост – особенно Великий – золотое время неофитства, когда кажется, что свернёшь горы. Чужие советы в это время воспринимаются со скепсисом, потому что "у меня, конечно, всё будет по-другому и лучше". И всё же.

Правило первое: дело не в еде

С наступлением постного времени Интернет и эфир заполняются подробнейшими гастрономическими указаниями о том, что отныне можно, а что нельзя вкушать православным. Указания эти бывают порой, мягко говоря, странными – несколько лет назад на одном из центральных телеканалов в список «запрещённых продуктов» попал, Бог весть, почему, морковный сок.

Добавляют ажиотажа и календари, до сих пор активно перепечатывающие предписания монастырского устава с его сухоядением, а иногда и полным воздержанием от пищи.

Глядя на всю эту «постную вакханалию», я вспоминаю выражение Иоанна Дамаскина: «Если бы в посте всё дело было в еде, то святыми были бы коровы». И как человек, в своё время не успевший, но честно пытавшийся испортить здоровье буквальным соблюдением Типикона, хочу напомнить правило, ставшее в последнее время повсеместным: меру Вашего поста Вы определяете в личной беседе с духовником или исповедующим священником.

И не стоит приходить на неё со списком и «поштучно» утверждать виды разрешённых продуктов. Основная идея здесь – пост – это не ритуал «священного вкушения картошки», а наша жертва Богу. И уж конечно он не должен превращаться в кратчайший способ попасть в больницу.

Пост призван дисциплинировать, но при этом быть посильным. Шахтёр не может поститься так, как домохозяйка, студент – как пенсионерка с гипертонией, не говоря уже о детях, беременных или, например, диабетиках, для которых отказ от пищи или отдельных продуктов может быть смертельно опасен.

Весьма неплохо «компенсировать» «допуск запрещённых продуктов» в ваше меню бóльшей разборчивостью в пище духовной. Например, можно почитать хорошие, не обязательно даже «духовные» книжки, которые вы так давно откладывали. А вот телевизор и соцсети ваше отсутствие в течение семи недель вполне себе переживут.

И, всё-таки, ещё немного про еду

С другой стороны, допускаемые послабления тоже должны быть разумны. И, поверьте, взрослый, условно здоровый человек обходиться без животной пищи в течение семи недель без ущерба для здоровья может вполне.

Да, при этом немного меняется физическое состояние, к этому просто надо привыкнуть. При переходе на растительную пищу есть, как правило, хочется чаще (особенно, если на улице холодно). Может, особенно поначалу с непривычки, меняться настроение.

Как правило, подобные проблемы переносятся легче, если в пост входить плавно и использовать Масленицу именно как «сырную седмицу», а не «блинную обжираловку». Выход из поста тоже требует определённой умеренности, но мы пока не об этом.

Разумный подход надо проявить и тем, кто регулярно занимается спортом. Если вы не член олимпийской сборной, то до Пасхи вполне можете удержаться от рекордов – ведь ресурсов стало меньше, а организм не железный. Зато спортивное упорство и выдержка пригодятся вам вполне.
Пост – время молитвы

Многажды говорилось, что главная цель поста – молитва. Собственно, для того, чтобы немного «вынуть» человека из его обычного состояния и направить на молитву, и придуманы все пищевые ограничения. В общем же, пост призван стать временем наблюдения себя, внутреннего спокойствия и ясности.

Молитвенные упражнения, предписанные верующим во время Великого поста, – это ряд особенных общих служб и ваше личное молитвенное правило. Мера того и другого, опять же, в разумных пределах, колеблется.

Службы

Понятно, что присутствовать постом на всех церковных службах так, как это делали иногда древнерусские крестьяне (поскольку полевые работы в средней полосе в это время ещё не начинались), современный человек, особенно житель мегаполиса, позволить себе не может. И всё же, есть несколько особенных богослужений, побывать на которых желательно.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели поста, а затем вечером в среду пятой недели (формально – на утренней службе четверга) в храмах читают «Великий покаянный канон» Андрея Критского. Конечно, его можно почитать дома, а теперь даже и послушать на диске. Но при возможности быть в храме – очень желательно.

Великим, а теперь и другими постами в храмах массово проводится таинство Соборования, очень созвучное постной дисциплине. Время его проведения и продолжительность в разных храмах различается, нужно просто узнать про ближайшие и выбрать удобный.

Очень помогает достойно завершить пост и подготовиться к празднику Пасхи посещение служб последней Страстной седмицы. Некоторые православные даже берут на эти дни отпуск, а в православных гимназиях – объявляют специальные каникулы.

Всё перечисленное выше, – ключевые моменты, которые хорошо бы не пропустить. Разумеется, что прочие церковные службы постом тоже продолжаются (правда, чуть реже служатся литургии, которые в первые шесть недель по будням бывают только в среду и пятницу). И их посещение зависит от Ваших возможностей.

Важно иметь в виду, что после Соборования необходимо при первой же возможности причаститься. То есть, в обычном порядке подготовиться и побывать либо на ближайшей литургии, либо – на литургии в ближайшие выходные (разумеется, всё – с посещением вечерней службы накануне).

Также на литургии по будням могут быть отслужены полным чином Часы, и тогда служба займёт больше времени, чем обычно. Впрочем, это зависит от обычаев конкретного храма, о которых стоит заранее расспросить дежурную у свечного ящика.
Молитвенное правило

Пост – время молитвы, и личному правилу в это время тоже стоит уделить чуть большее внимание. Но здесь опять необходимо призвать на помощь разум.

Помните, что пост – это забег на длинную дистанцию. А потому человек, решивший ежедневно в качестве подвига вычитывать пол-Псалтири, рискует бросить вообще всё ещё до конца первой недели. Рассчитайте свои силы, при необходимости посоветуйтесь со священником, учтите обстоятельства.

В итоге, кто-то добавит что-то к набору ежедневных молитв, кто-то – просто постарается, наконец, дочитывать до конца утреннее и вечернее правило. Это – опять же вопрос совести, личных сил, времени и терпения. Главное, чтобы молитва в принципе не уходила из фокуса вашего внимания.


Фото: «Новый сад»
О ближних

Отдельных замечаний требует общение с окружающими.

Все мы живём среди людей. Это – и домашние, и наши коллеги. И именно постом нередко возникают ситуации в стиле «был бы праведником – но ближние так мешают!» Но, в конце концов, именно того человека, который стоит перед Вами сейчас, некоторые Отцы называли главным человеком Вашей жизни.

Поэтому пост – самое время помириться или наладить отношения. И уж, конечно, он – не время раздувания конфликтов (хотя иногда с голодухи очень хочется).

К тому же на Великий пост выпадает у нас несколько гражданских праздников, сопровождающихся иногда коллективными застольями. И тут – опять призываем на помощь разум.

Понятно, что на разухабистом корпоративе православным лучше не гулять. Но немного посидеть с коллегами за столом с бутылкой шампанского и парой салатиков, демонстрируя тем самым, что православные – вообще-то не угрюмые отшельники, а вполне себе мирные люди, – можно. (Небольшой жизненный совет: принесите к столу связку бананов. В противном случае набор «шампанское+солёный огурец» вам обеспечен).
***

Надеемся, всё вышесказанное хоть немного поможет вам благополучно перебраться через обширное море поста (или, как обычно бывает, к его окончанию вновь констатировать, что «не успел, «не сделал», «не прочитал», «не стал») и достойно встретить праздник Пасхи.

И тихонечко шёпотом: «Христос Воскресе!».

Источник: ____http://www.pravmir.ru/postitsa-vpervye/#ixzz3ShDDJl8w
Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
Ответить

Вернуться в «Наша религия»