Прощёное воскресе́нье

форум о религиях (христианской, католической, мусульманской и пр.)

Модератор: Mila545

Ответить
Калинушка

Прощёное воскресе́нье

Сообщение Калинушка » Пт мар 04, 2011 7:35 pm

Праздник: "Прощеное воскресенье" - последнее воскресенье перед Великим постом.
«Если ты, человек, не прощаешь всякого
согрешившего против тебя, то не утруждай себя
постом и молитвой... Бог не примет тебя».
Преподобный Ефрем Сирин.

Прощёное воскресéнье — последнее воскресенье перед Великим постом или 7-е воскресенье перед Пасхой. В России также считается последним днем Масленицы.
В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы
приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с
чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова. В этот день
последний раз употребляется скоромная пища.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин так говорил об этом дне и о значении
прощения для нашего вечного спасения: "В этот день, по установленному в
древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец,
прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам,
если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в
жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно
только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет
взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце
нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам
Христос Спаситель. Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и
испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели.
Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет
Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут
продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним."
В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед
наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и
подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному
по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались
обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в
безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на
Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные
обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый
понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться
последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и
прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
В дореволюционной России, например, существовал обычай царю
испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал
войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения
у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с
человечеством на заре его истории — изгнание его, в лице общего нам всемпраотца Адама, из рая.
Совершение Чина прощения в храме.
Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье
вечером - это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как
обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные
черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют
облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается
весна постная, весна духовная!
Вечерня начинается по-обычному. На "Господи воззвах" поются стихиры:
Творение господина Иосифа. Стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:
Воздержанием тело смирити вси потщимся, божественное преходяще
поприще непорочнаго поста и молитвами и слезами Господа спасающаго нас
взыщем, и забвение злобы всеконечное сотворим, вопиюще: согрешихом Ти,
спаси, якоже древле ниневитяны Христе Царю, и общники ны сотвори
Небеснаго Царствия Благоутробне.
Себе отчаяваю, помышляя дела моя Господи, всякаго мучения достойная:
се бо презрев честныя Твоя Спасе заповеди, блудно мое житие иждих.
Темже молюся, тучами покаяния мя очистив, постом и молением яко един
милостивый просвети, и не гнушайся мене Благодетелю всех, и Преблагий.
Ин господина Феодора, глас тойже.
Подобен: Паче ума даров:
Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложивше,
очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти,
добродетельми наслаждающеся духа: в нихже совершающеся любовию, да
сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и святую Паху,
духовно радующеся.Таже в Минеи святому, подобны 3.
Вход с кадильницею: Свете тихий:
Прокимен глас 8:
Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.
Стих: Спасение Твое Боже да приимет мя.
Стих: Да узрят нищии, и возвеселятся.
Стих: Взыщите Бога, и жива будет душа ваша.
И паки высочайшим гласом: Не отврати лица Твоего:На стиховне самогласен глас 4:
Возсия благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших. Се
время благоприятное, се время покаяния, отложим дела тьмы, и облечемся
во оружия света: яко да преплывше поста великую пучину, в тридневное
Воскресение достигнем, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, спасающаго
души наша.
Стих: К Тебе возведох очи мои:
И повторяем тойже.
Таже стих: Помилуй нас Господи, помилуй нас:
И мученичен: Прославляемый в памятех святых Твоих Христе Боже, от них умоляемь, низпосли нам велию милость.
Слава, самогласен в Минеи, аще имать: И ныне, Богородичен по гласу
Минеи. Аще ли не имать, Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже.
Подобен: Яко добля:
А нгельстии чини Тя Богомати прославляют: Бога бо Всечистая родила
еси, Отцу, и Духу соприсносущна, и ангельская воинства от не сущаго
хотением поставивша. Егоже моли от тли спасти и просветити души
православных, Тя воспевающих Всечистая.
Ныне отпущаеши: Трисвятое: поклоны три. Пресвятая Троице: Отче наш: И
настоящия тропари, глас 4: Богородице Дево радуйся: И творим поклон
един. Слава: Крестителю Христов: поклон един. И ныне: Молите о нас
святии апостоли: поклон един. Таже, Под Твое благоутробие: без поклона.
Господи помилуй, 40 кротким и тихим гласом. Слава, и ныне: Честнейшую
херувим: Именем Господним благослови отче. Священник: Сый благословен
Христос Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Мы же: Аминь. И
молитву: Небесный Царю:
И творим три поклоны великия, и глаголем молитву преподобнаго
Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния,
любоначалия, и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия,
смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей Господи Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко
благословен еси во веки веков, аминь».
После этого настоятель храма произносит проповедь, затем священники
прост прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к
амвону, а прихожане подходят, целую крест или икону, испрашивают
прощения у клириков.
Начинается Великий пост.


Аватара пользователя
ELE_жив
Тысячник
Сообщения: 2289
Зарегистрирован: Вт мар 08, 2011 9:22 am

Сообщение ELE_жив » Вс фев 26, 2012 7:14 am

<a href='go.php?[Гости не видят ссылок]' target='_blank' rel='nofollow'>Изображение</a>
Виктор<br>Пока не наступит завтра, не поймешь, как хорошо было сегодня.
Калинушка

Сообщение Калинушка » Пт мар 15, 2013 2:50 pm

Протопресвитер Александр Шмеман: Простить = не сердиться?

Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности.

В этом году портал «Православие и мир» совместно с издательством ПСТГУ предлагают вам вновь окунуться в атмосферу тех лет, когда сквозь глушение и помехи слушатели в СССР неделю за неделей включали свои приемники, чтобы услышать эти возвращающие к вере беседы. Неделю за неделей, одно за другим литургические события Великого поста – вплоть до Светлого Воскресения Христова.

Беседа «Приступая к подвигу» посвящена теме истинной сущности прощения.

Приступая к подвигу

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14–15). Эти слова Христа слышим мы в канун Великого поста. Ими призывает нас Церковь начать подвиг самоуглубления, внутреннего очищения, покаяния, возврата к Богу.

Эти слова о прощении мы слышали столько раз, что как бы оглохли к ним. Но вот стоит только на секунду вдуматься, вслушаться, стряхнуть с себя внутреннюю к ним привычку, как они снова поражают нас, ударяют прямо в сердце и совесть, становясь устрашающими. Ибо здесь необычайно просто и при этом неумолимо сказано, что от нашего прощения всецело зависит и прощение нас Богом. Если не простим мы — не простит нас Бог. И тогда ненужным и бессмысленным становится все остальное — молитвы, посещение храмов, отвлеченные размышления о Боге и жизни, или, иными словами, сама религия. А если так, то первое, о чем следует задуматься в дни, когда к такой вдумчивой самопроверке призывает нас Сам Бог, — это о прощении. «Прощение» — такое простое как будто слово. Все здесь, казалось бы, так ясно: простить — значит больше не сердиться, не желать отомстить, «ничего не иметь», как мы часто говорим, против другого. Но стоит опять немного подумать, и окажется, что можно всего этого достичь — не сердиться, не желать отомстить, не жить обидой и т. д. — и все же не простить, как призывает к этому Христос. В чем же тут дело? В чем истинная сущность прощения? Заметим для начала, что все внутренние состояния, которые я только что перечислил и в которых мы обычно видим прощение, определяются нами в отрицательных выражениях, через не — не сердиться, не хранить обиды в сердце и пр. Но в том-то и дело, что даже тысяча отрицаний не даст хотя бы одного утверждения. Или, иными словами, отсутствие одного еще не означает присутствия другого. Отсутствие ненависти не есть любовь, как и отсутствие гнева не есть примирение. Разве не знаем мы на страшном и горьком опыте собственной жизни, что равнодушие, например, может быть страшнее вражды и ненависти? Апостол Павел начал с того, что возненавидел Христа и боролся с Ним. И вот сама эта ненависть, которая на деле была порождена слепотой и блужданием впотьмах, обернулась в нем такой верой, такой любовью ко Христу, что они до сих пор обжигают нас словами его посланий. Но сколько было тогда и таких, кто, не испытывая ненависти к Христу, были, тем не менее, заняты лишь собой и попросту не заметили Его, а если и заметили, то отвернулись. В Пилате, который предал Христа на распятие, не было ни ненависти, ни мстительности, ни обиды, но лишь безмерное равнодушие. Но как часто именно равнодушие, именно внутреннее отчуждение выдается нами за прощение! Как много в нашем языке слов и выражений, кажущихся безобидными, но являющих, если вдуматься, страшную сущность такого псевдопрощения. «С него взятки гладки, — говорим мы про кого-нибудь. — На нем можно поставить крест, на него можно махнуть рукой, на него даже сердиться не стоит» — и т. д., и т. д. Или еще так: «Я вас прощаю, но никакого дела с вами иметь не желаю. Я вычеркнул вас из своей жизни». Но разве это то прощение, о котором говорит, к которому призывает нас Христос? Разве к такому равнодушию, вычеркиванию из жизни, отсечению призваны мы? Нет, конечно. И даже можно сказать больше: пока есть гнев — есть еще надежда. Даже ослепленный гневом, я все еще принимаю человека всерьез, он все еще существует для меня, и потому сам гнев может быть претворен в примирение, воссоединение и обновление. Но где начинается равнодушие, там воцаряется смерть. Ад — это равнодушие всех ко всем, уход каждого в себя и тем самым — в страшное одиночество духовной смерти. Поэтому нужно со всей твердостью сказать: прощение от равнодушия и презрения — уже не прощение, а карикатура на него. Настоящее прощение есть прежде всего приятие человека до конца и всерьез, возврат к той глубине, на которой познается единственность и потому неповторимая ценность каждого человека как Божия творения, как носителя образа Божия, за кого умер на Кресте Сам Христос. Настоящее прощение — в том, чтобы увидеть человека таким, как видит и любит его Бог. «Всякий из нас за все перед всеми виноват» , — сказал Достоевский. Всякий из нас, увы, повинен прежде всего в том страшном равнодушии всех ко всем, которое превращает всю жизнь, весь мiр в одиночество, вражду, недоверие, страх. И этому смерть несущему равнодушию как раз и противостоит преодолевающее и побеждающее его прощение. И потому оно — всегда от Бога, ибо Бог прощает нас не оттого, что «с нас взятки гладки», не оттого, что Он махнул на нас рукой, а оттого, что Бог есть любовь (1 Ин. 4:8) и ничто не может любовь эту разрушить, она же, напротив, может победить, воссоздать, обновить и воскресить собою все. И только когда узнали мы эту обращенную на нас, на меня, на каждого всепрощающую любовь Божию, рождается и в нашем сердце чудо всех чудес — прощение. И каким светом, каким небесным счастьем загорается тогда наша жизнь!
Калинушка

Сообщение Калинушка » Пт мар 15, 2013 3:09 pm

Мифы о прощении

Когда прощать? И все ли можно простить?

Этот вопрос у нас всегда звучит на семинарах, и ответ на него однозначный: простить можно все. Но сразу всплывают мифы о прощении, которые существуют в нашей жизни.

Мифы № 1: простить значит забыть
Некоторые люди (это один из мифов) считают, что простить – это значит признать, что «ничего не было» — «замнем для ясности». Ничего страшного не случилось, ничего человек не сделал.

А если действительно сделал? Мы как бы его и оправдываем, и обеляем, и черное называем белым. Но это к прощению не имеет никакого отношения. Потому что простить – это не значит «отпустить грехи», это не значит обесценить поступок.

Прощение не несет в себе обесценивание того вреда, того зла, которое человек нам причинил. И прощаем мы человека, личность. Вспомните, что есть высказывание: «любить грешника, но ненавидеть грех». Здесь это высказывание как раз очень уместно.

Мы не должны в угоду человеку или для сохранения отношений отказываться от обличения каких-то пороков или грехов, проступков и злонамеренных действий. Поэтому здесь очень важно отделять прощение от обличения. Причем, в обличении необходимо назвать вещи своими именами. Если это не только мое субъективное ощущение, а действительно объективная ситуация, очевидная ситуация, что человек предал или обманул, или сильно подвел.

Миф № 2: «не прощу, пока не извинишься»

Еще один миф: простить можно только, если человек сам просит прощения. Ничего подобного. Мы прощаем не для человека, мы прощаем для себя. Что такое обида? Это я ношу зло на другого человека в себе. И это зло как напряжение буквально физически где-то внутри меня живет. Вопрос, «где — в сердце или в голове?» – вопрос риторический, но главное, что это зло я в себе ношу. Прощение не зависит от того, признает ли другой человек, что то, что он сделал – зло, и что это зло сделал он, хочет ли он, чтобы я его простила, а зависит от того, хочу ли я дальше носить зло на другого человека. Причем, не его зло, а мое зло — то, что я на него злюсь, то, что я его осуждаю, то, что я его не принимаю. А для сердца, для души зло на другого человека — это очень тяжелый груз. Когда человек не прощает, в этом есть элемент саморазрушения. Люди хранят свои обиды десятилетиями, думая, что они этим самым наказывают того, кто им причинил вред, но в первую очередь они наказывают себя. Миф № 3: прощают слабаки Какие еще есть мифы? Что прощение — это слабость. Если простишь – будешь как тряпка. Но на самом деле прощение требует очень большого мужества и внутренней силы. Ведь мы должны сделать внутреннее усилие для того, чтобы отделить ту боль, которую мы испытали от отношения к человеку. То есть, боль – она может остаться, поэтому не всегда бывает возможно, простив человека, забыть то, что он сделал. Болезненный след может оставаться всю жизнь, но это не значит, что человек не простил. Мы не вспоминаем тот гвоздь, на который мы напоролись в детстве, но шрам у нас остается на всю жизнь. Мы не злимся, не осуждаем, мы уже давно простили, но след от этой травмы может остаться и иногда напоминать о себе. Нужно иметь в виду, что не всегда прощение означает прекращение боли. И если человек еще вспоминая о случившемся, испытывает какую-то боль, это не значит, что он не простил. Прощение как решение – «решил и простил» — невозможно. Без чувств, без какой-то внутренней эмоциональной работы никакого прощения не будет. Миф № 4: само пройдет Точно так же и обратное – «когда внутри чувства уйдут, оно как-то само простится, без моей воли» — тоже неправда. Само не прощается. Прощение – это сочетание и воли, и чувств. Я принимаю решение, и дальше я эмоционально это решение тоже каким-то образом осуществляю. Исходя из этого прощение – это не акт, что вот так «раз и все», «отрубил», а процесс. И для некоторых ситуаций это процесс длительный, который зависит от степени травм, разрушений, которые со мной случились. Мне очень нравится выражение, что прощение – это односторонняя ответственность и односторонняя открытость. Прощение не ожидает взаимности (в идеале). И прощение не означает автоматически примирения: если я человека простила, то я с ним и дальше буду прекрасно общаться. Человек может совершить по отношению ко мне такой поступок, который делает дальнейшее общение с ним невозможным. То есть, если я простила, это не значит, что я дальше с ним буду дружить как прежде, что в наших отношениях ничего не изменится. Иногда меняется и меняется кардинально. Прощение как дар Прощение – это мой свободный подарок другому. Я ему это дарю без ожидания чего-то взамен. А чего мы ожидаем? Мы ожидаем, что он изменится, исправится, осознает свои ошибки, раскается. Нет, не обязан, не должен. Может. Мы своим прощением ему как бы немножко помогаем, принимая его таким, какой он есть. Но это не гарантия. Прощение — одновременно и щедрость, и риск. Щедрость – потому что это действительно такой акт души, а риск – потому что не знаешь, где ты в результате окажешься. Результат моего прощения – он неизвестен ни для меня, ни для другого человека. Выгоды обиды Поэтому, когда мы говорим про обиду, очень важно помнить, что суть обиды – неоправданные ожидания. И первое, что мы делаем, когда чувствуем внутри себя обиду, – это задаем себе вопрос: насколько мои ожидания адекватны? Если ожидания адекватны – мы проясняем отношения. Если ожидания неадекватны – вопрос обиды снимается. И выражение, что «на обиженных воду возят» – правильно только в том случае, если обида становится не столько эмоциональной реакцией (перестает выполнять сигнальную функцию), а становится образом жизни, способом выстраивания отношений – таким манипулятивным средством, с помощью которого человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Выгод у обиды очень много. Быть обиженным, быть жертвой – это сразу «нимб» над головой, «крылья» за спиной расправляются. Это самоутверждение на фоне «плохих», «ужасных» других, которые такие злые, такие нехорошие, бесчувственные. Проводилось интересное социологическое исследование, когда людей спрашивали: «Что бы вы хотели изменить в окружающих?» Большинство говорило: чтобы окружающие были более терпимыми, доброжелательными, чувствительными, понимающими. «А какие качества вы в себе хотели бы побольше развить?» Ну, конечно, уверенность, целеустремленность, настойчивость, силу — совершенно другие, противоположные качества. В обиде человек часто пользуется другими как объектом самоутверждения. И это уже такой способ выстраивания отношений. Что делать с обидами - Как понять, что ты искренне простил? - Чтобы понять, что ты простил искренне, важно внутри себя иметь какие-то внутренние критерии. Причем, эти критерии у каждого человека свои. Внутренний критерий – ощущение, что я не держу зло. У кого-то это будет ощущение легкости и свободы, в отличие от напряжения, тяжести и каких-то неприятных чувств, а для кого-то это будет возможность спокойно думать или разговаривать с обидчиком, когда не возникает внутри неприятного осадка или каких-то искажений восприятия. Для кого-то искреннее прощение – это прекращение бесконечного диалога в голове, когда человек доказывает, оправдывает, обвиняет, объясняет, осуждает и до бесконечности мысленно в голове этот диалог прокручивает. И если вдруг он закончился, и в голове тишина, то, возможно, это говорит о том, что человек искренне простил. Очень важно каждому человеку для себя выяснить — а как я могу понять внутри себя, что я действительно простил искренне? Здесь не может быть внешнего критерия, и другой человек не может подсказать или помочь найти этот критерий. Это можно выяснить путем самонаблюдения и внимательного отношения к своему внутреннему миру. Других путей нет. - Можно ли терпеть хамство, например, в магазине, на почте? - Если говорить о наших реакциях на хамство, с которым мы можем столкнуться в общественном транспорте, в магазине и в каких-то других местах, то здесь речь идет, скорее, не об обиде. Потому что обида в большей степени относится к личным отношениям, эмоциональным связям. А в транспорте и магазине ситуация обезличивания, там оскорбление может быть не лично ко мне направлено, но ко мне как к члену общества, как к пассажиру или покупателю. Поэтому там, скорее, будет не обида, а реакция раздражения, неприятия. Совершенно нормально испытывать негативные реакции, когда мы сталкиваемся с несправедливостью или хулиганством, хамством. И здесь важно, что мы дальше делаем. Если мы начинаем в ответ хамить, то это, конечно, недопустимо. Или мы молчим, потому что силы неравны, и боимся. Может такое быть, потому что иногда риск слишком велик, риск буквально физической угрозы, что человек может ударить или продолжить какие-то оскорбления — и здесь, возможно, «на рожон лезть» не стоит. Героизм, конечно, приветствуется, но не во всех ситуациях. Лучше всего в ситуации оскорбления или публичного насилия обратиться к кому-то за помощью, если мы сами не можем справиться. В магазине попросить пригласить менеджера или потребовать жалобную книгу. Не оставлять безнаказанным. Почему? Потому что, давая обратную связь другому человеку на его поступок, мы ему помогаем. Можно, конечно, бояться, что мы его обидим, или что он расстроится. Но, не давая обратной связи, мы оставляем его в поле безнаказанности. Он чувствует, что он может и дальше продолжать так себя вести, и это вводит его в соблазн. Не встречая отпора своему негативному поведению, он начинает думать, что это нормально. Бывает, что люди не считают свое поведение хамским. Я часто привожу такой пример на лекциях. Я ехала в электричке, и рядом со мной муж с женой разговаривали друг с другом, используя нецензурные слова. Они так общаются. Они не ругались, просто у них такой разговор. Рядом сидели я и две молодые девушки. И слушать это было ужасно, поэтому, когда я поняла, что если сейчас что-то не сделаю, мне придется выслушивать это в течение всей поездки, я напомнила им, что они в общественном месте, и что не стоит так выражаться. Они совершенно искренне удивились и сказали: да, да, извините. Выяснилось, что они знают нормальные слова. Просто они как-то не подумали, что они не у себя дома. Я сейчас не хочу обсуждать моральный облик этих людей или способ их общения, но важно показать, что иногда люди не осознают, что нарушают правила. И тогда, действительно, можно им напомнить, указать на это без какой-то агрессии, злости, раздражения, а просто попросить. Да, не всегда это помогает. Можно в ответ услышать что-нибудь неприятное. Но обличение греха — нас к этому призывают. Это же призыв ко всем христианам православным. Не оставлять это без внимания, потому что действительно человек может не знать, не замечать. - Нужно ли говорить о своей обиде другому или это личное дело каждого? - Когда нас обижают, перед нами встает вопрос: сказать другому или не сказать. Это зависит от ситуации, потому что за свои чувства мы несем ответственности сами. И другой человек может ненамеренно сделать нам больно. Поэтому обвинять его в том, что он нас обидел, не всегда возможно. Дальше вопрос: насколько у нас отношения с этим человеком близкие, и насколько я собираюсь с ним дальше общаться? От этого зависит, давать ли мне ему обратную связь на его поступок, на его слова, на его действия или нет. Если я хочу с человеком общаться дальше, то хорошо бы, чтобы он знал, в каких случаях мне бывает больно, какие слова меня могут задеть, какие действия я не принимаю. Конечно, в форме «Я-сообщения»: «я хочу сказать, что, когда люди так делают, мне неприятно (или мне больно, мне плохо, мне это не нравится)». Что делать, если это касается серьезных вещей, прежде всего, здоровья? Простой пример. Человек, не спрашивая разрешения, начинает курить. А у меня голова от табачного дыма болит. Он не хотел меня обидеть. Мне сидеть, терпеть, нюхать табачный дым и потом мучиться от головной боли, или мне ему сказать: ты знаешь, у меня от табака болит голова, поэтому, пожалуйста, при мне не кури? Вот эта обратная связь не несет осуждения человеку, она просто говорит о том, что мне это не нравится, меня это не устраивает. Я не говорю, что я обиделась. Поэтому в данном случае, конечно, можно говорить о своих чувствах, можно говорить о своих реакциях, но помнить, что иногда наши эмоциональные реакции бывают неадекватны ситуации. Эта неадекватность может быть вызвана нашей усталостью. Не выспались, плохо себя чувствуем, просто повышена чувствительность в данный конкретный момент, и на обычные действия мы можем отреагировать: ну как так можно, что это такое?! Но это не значит, что человек что-то плохое сделал. - Как реагировать, когда тебя намеренно обижают? - Если я знаю, что человек меня обидел специально, тогда у меня начинаются сомнения в наших отношениях. Потому что, если человек хочет сделать мне больно и делает мне больно специально, тогда что это за отношения у нас такие? Или, может быть, я спровоцировала? Тоже размышление. Но даже, если я спровоцировала – это не повод отвечать мне «злом на зло», можно всегда как-то по-другому решить такие вопросы. Я невольно сделала человеку больно, он мне ответил. Но не обязательно же умножать зло, можно же прояснить и прекратить зло. В любом случае, если речь идет не о родственных, а о дружеских отношениях, тогда встает вопрос о дистанции, о доверии и иногда вопрос о прекращении этих отношений. Зачем мне общаться с человеком, который намеренно мне делает больно? Если я, конечно, не мазохист. С родственными отношениями все сложнее. - Как вести себя с обидчивым человеком? Нужно ли постоянно осторожничать, угождать ему или прямо говорить о своем мнении? - Часто, сталкиваясь с обидчивыми людьми, мы начинаем лицемерить, заниматься человекоугодием и думать, что это проявление нашей добродетели, что мы таким образом о нем заботимся: угождая и обслуживая его обидчивость, мы делаем для него доброе дело. Но это не так. Лицемерие и человекоугодие не могут быть добродетелями, какими бы мотивами они не были вызваны, точно так же, как наша «терпеливость». Чем отличается такая «терпеливость» от терпимости? Терпеливость – это когда я внутри все свои чувства зажала. Причем, чувства какие? Недовольство, мягко говоря, несогласие, неприятие, иногда даже ненависть. А снаружи я киваю, я улыбаюсь, соглашаюсь, я не говорю ничего против. Но это не имеет никакого отношения к добродетели терпимости. Потому что терпимость – это внутреннее принятие без возмущения, гнева и осуждения другого человека. Часто результат терпеливости – это сплетни. Потому что здесь я вытерпела, выдержала, «не показала вида», но потом я иду в то место, где я чувствую себя в большей безопасности, и там я уже все выскажу, что я думаю по поводу поведения другого человека. Поэтому подобное угодничество к добру не приводит. Важно помнить, что ответственность за чувства лежит на самом человеке. Я не могу обидеть, и меня не могут обидеть. Я могу обидеться. Это мой выбор, как я реагирую и как долго, и что я потом с этой обидой делаю. Либо я размышляю и предпринимаю какие-то действия, либо я ее холю, лелею. Но мы уже говорили о том, что обида может быть прекрасным способом манипулирования и самоутверждения. Поэтому потакать этому нет никакого смысла. Рано или поздно человек может узнать, что, оказывается, мы с ним не согласны, и что мы все время его терпели. От кого он узнает? Да от нас же. Терпеливость закончится, и мы ему выскажем все то, что все эти долгие годы мы копили. И для него это будет страшным ударом и разочарованием. То есть, мы терпим ради сохранения отношений, а на самом деле отношения, построенные на лицемерии, постепенно разрушаются.
Калинушка

Сообщение Калинушка » Пт мар 15, 2013 5:36 pm

Сумеем ли простить?
(источник: Ежедневное интернет-СМИ Православие и Мир)
Прощеное воскресенье. Как мы готовимся к нему? Один заглядывает внутрь себя и внимательно ищет ответ на трудный вопрос: «Кого я обидел?» Другой репетирует шаблонную фразу, которую скажет всем, кого встретит — из расчета, что лучше попросить прощения у каждого: «мало ли кого я случайно задел словом или делом». Кто из этих двоих прав? И как действительно простить человека, который нанес тебе обиду?

Мне кажется, что очень часто люди относятся к трудным проблемам легкомысленно, не понимая, что они действительно трудные, и на их решение требуется много времени и сил. Принимают часто желаемое за действительное: «Я желаю простить, или я уже простил», но на самом деле сразу видно – простил, или не простил. В этом легко самому убедиться, тут никаких не нужно прилагать особых усилий – достаточно мысленно представить себе, что ты подходишь к своему обидчику, и говоришь: «Прости меня». И он тебе отвечает: «И ты меня прости». И тут вы падаете друг другу в объятья, и на душе праздник! Но если ты подходишь к обидчику и говоришь: «Прости меня», а он: «А ну, пошёл отсюда». Всколыхнётся у тебя в душе: «Ах, ты такой-сякой, я хотел тебе пойти навстречу, а ты …», значит – ты ничто не простил, просто занимаешься самообманом. Повторяю, легко принять желаемое за действительное.

Если ты молился, каялся, прикладывал столько духовных усилий, сколько нужно для того, чтобы простить, тогда ты чувствуешь, что даже если он тебе грубостью ответит на твоё тёплое к нему обращение, всё равно ничего не всколыхнётся, потому что сам себе скажешь: «Да, это я виноват, это значит, я его так сильно спровоцировал, что он до сих пор меня простить не может». Вот тогда ты, действительно, простил.

Мне посчастливилось быть знакомым с замечательным человеком: профессор, заведующий кафедрой, крупный учёный, автор нескольких монографий, физик Вячеслав Алексеевич Сапожников, и при этом – схимонах Ростислав. В сталинское время он получил десять лет, из них восемь лет провёл в «одиночке» в Ленинградских Крестах. Кому доводилось бывать в тюрьме, тот может себе представить, что там никогда, даже в «одиночке», человек не бывает один. В тюрьме это делается совершенно сознательно – все затворы открываются и закрываются с лязгом, чтобы заключённые знали, что идут надзиратели, и чтобы надзиратели знали, что бежит заключённый, если он раздобыл ключи и бежит по этажам. Кроме того, постоянно слышны крики, которые раздаются, когда людей ведут на допрос или на расстрел.

Так вот, он говорил: «Я благодарен Богу за эти восемь лет, потому что там я научился молиться».

Отец Ростислав рассказывал о том, как их водили на медосмотр. Можете себе представить: длиннющий тюремный коридор, я думаю, больше ста метров длиной, в одном конце коридора зэкам приказано раздеться догола, а в другом сидит врач. И эти зэки должны босиком из одного конца коридора бегом к врачу подбежать. Тот окинет взглядом – здоров, – беги обратно. И поразительно, что отец Ростислав вспоминал об этом с какой-то легкой улыбкой, потому что если отрешиться от трагичности того, что происходило. Со стороны это, конечно, выглядело чуть-чуть комично: несчастные, истощённые заключённые шлепают босиком по этому коридору. Вот настолько он смог простить! Но для этого потребовались феноменальные усилия.

Простить обиду, ещё раз подчёркиваю, очень нелегко. Тут нужна ясно поставленная цель, что ты действительно хочешь простить. Нужно отдавать себе отчёт, что ты будешь трудиться до результата, до тех пор, пока действительно обида полностью не отойдет от твоего сердца. Ты должен приложить усилия и сознавать, что результат – от Господа. От нас – усердие, от нас – цель, от нас – целеустремлённость, от нас – труд, а результат – от Господа. А проверить себя, достиг ли ты результата или нет, совсем не трудно.


Рембрандт, "Блудный сын", 1642 год
Если человек научится прощать обиды, то он сделает огромный рывок в духовной жизни. За такое усилие Господь увенчает его многими духовными дарами и, прежде всего, смирением, потому что надо смирить свою гордыню для того, чтобы простить. А смирение – это, конечно, особый дар Божий, так что тот, кто не поленится и не «махнёт рукой» посреди пути, тот получит духовное вознаграждение от самого Господа Бога. Потому что Господь говорит нам: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матфей 6:14,15). А это страшно, если мы останемся не прощенными – какая печальная участь ждёт нас в Будущем веке!

Вспомним притчу о Немилосердном должнике. Помните Господина, которому должник был должен несметную сумму денег – десять тысяч талантов? Талант – это мера веса, подобная нашему пуду, только пуд – 16 кг, а талант – 26. Десять тысяч талантов — это двести шестьдесят тонн серебра! Трудно представить себе это сокровище, эту груду драгоценного металла весом двести шестьдесят тонн. Я, например, никогда такое не видел и не увижу. Ясное дело, что эту сумму оплатить должник не мог, это несметные сокровища. А Господин его помиловал и отпустил, сказав, что «я всё тебе прощаю». И этот должник, выйдя от Господина, который его избавил от страшной участи, увидел своего должника, который должен был ему сумму, по нашим меркам, вполне реальную, такую, которую каждый из нас в руках держал.

Он схватил его и стал требовать: «Отдай эти деньги!». Тот взмолился: «Ну, потерпи немножечко», примерно теми же словами, что этот должник немилосердный обращался к Господину, которому он должен был громадный долг: «Я через некоторое время тебе всё отдам». Но тот его не помиловал, а схватил и отвел в темницу. Тогда приближённые Господина, узнав об этом, доложили ему. Он вновь потребовал к себе этого должника и сказал: «Как же так? Я тебя помиловал, и неужели и тебе не надо было так же поступить?» И отдал его в темницу до тех пор, пока «всё не отдашь до последней копейки».

Здесь говорится о том, как дорого в итоге платит человек, который не прощает своим должникам, которые должны-то ему сущую ерунду… Пусть нам она кажется и большой суммой, но объективно это – ерунда по сравнению с тем долгом, который мы должны заплатить Господу, – нашей греховностью, нашим безразличием к Богу, нашим упорством в грехе.

Наш долг Господу — неоплатный, и Господь его нам прощает не потому, что мы его полностью искупили, а потому что Господь милостив, и Он ждёт и от нас хоть какой-то милости друг к другу. Если это так, то тогда и милость Божия будет нам сопутствовать, а если мы отказываемся прощать, то горе нам.
В Патерике описывается случай. Его герои: христиане первых веков христианства в период гонений– Саприкий, по-моему, он был пресвитером, и дьякон Никифор. И как-то лукавый между ними пробежал, и возникла обида между ними. Саприкий попал к мучителям, его пытали, предали истязаниям, он столько перестрадал, но всё вытерпел. И когда его уже вели на казнь, Никифор, видя его близкий конец, умолял его: «Прости меня», а тот сказал: «Нет, я тебя не прощу». И, уже подойдя к самому месту казни, где его ожидал близкий мученический венец, он вдруг отрёкся от Христа и попрал свою веру, попрал он весь свой подвиг, страдания. Благодать Божия оставила его, и он оказался человеком без благодати – слабым, и всего лишился. Никифор же заявил, что он – христианин, был казнён, и стал мучеником. То есть в очах Божиих он совершил такой поступок, за который Сам Господь его вознаградил.

Этот случай говорит о том, как важно прощать друг друга. Посмотрите, какая слабость была проявлена этим сильным человеком: Саприкий выдержал пытки, мучительные, страшные, а в последнюю минуту сломался, потому что не смог простить, не захотел, вернее, простить. Как они могли друг другу навредить, об этом не говорится, но, ясное дело, что даже если Никифор его и очень обидел, но потом же просил у него прощения, почему же не простить, да ещё в последнюю минуту?

Прощение обид – это спасительный якорь. Господь попускает нам такие обиды, а они действительно мучительные подчас, жжёт, и лукавый тут как тут, подсыпает соль на раны и вкладывает какие-то постоянные мысли, которые у тебя крутятся, что, «мол, как он мог, как он меня обидел, и я так страдаю, переживаю, а он! И надо было сказать ему так или вот так, и если бы я сказал так…» И ничего от этих мыслей не происходит. И этот губительный, порочный мысленный круг, такая мысленная воронка, в которую лукавый сознательно вгоняет наши мысли, просто выматывает, обессиливает. Она лишает человека и покоя, и бодрости. Силы уходят как в песок.

Можно ничего не делать, никому ничего не говорить, а сосредоточенно гонять эти бесплодные, иссушающие мысли по замкнутому кругу. И вырваться из него можно, только если ты действительно поймёшь, что не простить нельзя – «или – или». Или ты, приложив все усилия, столько, сколько нужно, чтобы достичь результата, победишь свой грех, или грех безо всяких усилий победит тебя. Но это и к любому другому греху относится. Чтобы грех победить, нужны усилия, а если с грехом не бороться, не прикладывать усилий, то грех победит, растопчет, лишит радости жизни, бодрости, загонит тебя в изоляцию, и очень скоро ты потеряешь то, что имел. И можешь как Саприкий лишиться даже спасения души.

Господь дарует нам пост как особую благодатную возможность очистить свою душу от всяких грехов. Мы Великим постом читаем молитву, она всем хорошо известна. Я ее всю повторять не буду, но в ней есть такие слова: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» (молитва святого Ефрема Сирина). Эти слова нам нужно повторять регулярно. Не дай Бог, если какая-то обида зародится в душе и даст свои губительные ростки.

Еще хочу сказать, что существует такое присловие, оно абсолютно бездуховное: не согрешишь – не покаешься. Это ложь, надо жить так и каяться так, чтобы не грешить. То, что ты можешь согрешить, – это очевидно, то, что ты можешь обидеться, – это очевидно. Надо вымаливать у Господа сил не обижаться. Тогда никакая обида не сможет укорениться в твоей душе.

У Гоголя в «Мертвых душах» есть отрывок, где он разбирает заковыристые русские фамилии, одна фамилия – Доезжай-не-доедешь. Так вот, у каждого христианина должна быть фамилия – Доставай-не-достанешь.

Записали Тамара Амелина и Петр Каминский
Калинушка

Сообщение Калинушка » Пт мар 15, 2013 8:35 pm

Хотела написать своими словами, но немного засомневалась-мало ли как я думаю...Покопалась в своих закладках и нашла ответ
как правильно говорить в прощеное воскресенье просьбу о прощении и отвечать самому на эту просьбу.
Здесь нет какого-то чина. Важно, чтобы наши слова были искренними.
Цель Великого поста – очиститься от грехов и возродиться духовно. Чтобы Господь Бог простил нам наши грехи, мы должны простить всем людям их «прегрешения» перед нами: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»(Лк. 6: 37).
Чин прощения совершается в воскресенье за вечерним богослужением. Нужно прийти к началу службы в храм и вместе со всеми стать участником совершения этого чина.

Вместе с тем мы стараемся попросить прощение у всех близких. Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью.

«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой – Бог не примет тебя» (преподобный Ефрем Сирин).
Аватара пользователя
Львица.
Модератор
Сообщения: 9621
Зарегистрирован: Ср дек 28, 2011 5:04 pm
Откуда: Украина

Сообщение Львица. » Пт мар 15, 2013 9:02 pm

Игорь Поляков - штатный преподаватель Духовной Семинарии г. Санкт-Петербург, совмещет преподавательскую деятельность со священническим служением.

В чем опасность Прощёного воскресенья?

Последнее воскресенье перед Великим постом в православной церкви называют Прощеным воскресеньем. В этот день после вечерни совершается чин прощения. Священник просит прощения у народа в церкви за свои грехи, которые он совершил «в этот день и во все дни своей жизни делом, помышлениями и всеми свои чувствами» и совершает земной поклон.

Согласно чину прошения, все люди, находящиеся в церкви, отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тебя, святой отче. Прости и нас грешных, и благослови». Потом люди просят прощения за свои грехи у священника и друг у друга. Если к происходящему относиться серьёзно, то с внешней точки зрения это действо впечатляет.

Попробуем посмотреть на это с другой, психологической точки зрения. В проповедях и назиданиях по поводу прощения говорится о необходимости простить всех так, чтобы даже не помнить об обиде. От этого зависит отношение Бога к христианину: «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,15).

Думаю, многие согласятся, что психологически очень трудно кого-либо простить – точнее заставить себя простить – из-за страха самому быть не прощенным или наказанным. Отвержение или наказание за свою неспособность кого-либо простить, скорее всего, будет восприниматься как насилие, как принуждение. В этом состоянии прощать очень и очень трудно. Эта затруднительная психологическая ситуация заканчивается традиционно – ощущением своей беспомощности и греховности и, следовательно, ожиданием наказания от Бога. Это состояние – одно из опасных последствий бездумной попытки кого-либо простить из-за страха собственного наказания.

Но, как правило, сюжет «прощения» развивается в другом направлении. Человеку очень трудно находиться в постоянном ощущении своей неспособности простить кого-либо, и в этом случае на помощь приходит психологическая защита от этого неприятного переживания. Человек начинает убеждать себя, что он простил, что выполнил религиозное предписание и не чувствует никакой обиды. Но на самом деле обида есть, и она напоминает о себе неприятными душевными состояниями. Чтобы избавиться от них, остается только одно – перестать чувствовать свою душу, развивать в себе, если так можно сказать, душевную черствость. Это самая большая опасность религиозного «исправления» души. За двадцать лет своего священнического служения я убедился в том, что душевная чуткость, душевная чувствительность церковных людей оставляет желать лучшего.
**************
Валентина.
Всегда улыбайся! Себе жизнь продлишь, друзей порадуешь, врагов побесишь.
Аватара пользователя
Львица.
Модератор
Сообщения: 9621
Зарегистрирован: Ср дек 28, 2011 5:04 pm
Откуда: Украина

Сообщение Львица. » Пт мар 15, 2013 9:05 pm

В этой статье важно сказать о положительной роли обиды в жизни человека. Можно поставить вопрос так: для чего нужна обида человеку? Мне кажется, ответ очень простой – для напоминания человеку о необходимости осторожного поведения с опасными для него людьми, для предотвращения боли и страданий, получаемых в отношениях с недоброжелательными людьми. Наша психика на них «обижается» и тем самым напоминает нам об осторожности в отношениях с такими людьми или вообще «уберегает» нас от общения с ними. Обида похожа на спонтанную защитную реакцию, и поэтому впоследствии требуется её анализ, нужна ли она в дальнейшем. Бездумный отказ от обиды делает человека совершенно не защищённым, открытым для любого насилия.

Представьте такой пример. Православная жена страдает от побоев мужа-алкоголика и вынуждена выгнать его из дома. И вот в Прощёное воскресенье, после умилительного чина прощения в церкви, она полностью простила своего мужа, забыв свои обиды. В этот же вечер муж-алкоголик оказывается дома, жестоко избивает жену и детей, выносит из дома и пропивает остатки вещей. Возможно, православная жена будет чувствовать религиозное удовлетворение – она же простила до конца, как учил батюшка. Но дети – будут страдать, да и сама жена после своего «прощения» наполнится ещё большей ненавистью к своему мужу. А это повод для очередного покаяния в грехе осуждения и назидания «мудрым» батюшкой о том, что надо прощать и жить по-христиански.

Конечно, обиды, которые мы носим в себе, очень отравляют жизнь, длительные и сильные обиды являются причинами многих психосоматических заболеваний. Но от обид надо избавляться грамотно – так, чтобы не нанести себе вреда и не обманывать себя относительно собственных психических процессов. Полный отказ от обиды, которая является важнейшей психической функцией – по меньшей мере, глупо, да и совершенно невозможно при сохранной психике человека. Если человек, воодушевленный Прощеным воскресеньем, начнет избавляться от всех обид церковным способом, то, весьма вероятно, этим он нанесет большой вред своей психике, ослабив её защитные функции.

Как же прощать «грамотно»? Прежде всего, надо признать, что это процесс длительный и сложный, и лучше всего воспользоваться помощью специалиста – психолога. Например, психотерапия по «прощению» родителей может растянуться на год или даже больше. Что же делает в этом случае психолог?

В случае обиды на родителя в психике даже очень взрослого человека «живет» образ жестокого и несправедливого родителя. И этот образ служит для человека постоянным источником обиды и унижения, даже тогда, когда этого родителя нет в живых. Работа психолога состоит в том, чтобы помочь обиженному человеку сделать в своей психике этот страшный образ безопасным или даже дружелюбным. Тогда и наступает подлинное прощение – навсегда и без обид. Еще раз подчеркну, что это работа тонкая и очень деликатная.

Предвижу возражения и возмущения церковных людей: а как же благодать Божия?! По молитвам нисходит благодать Божия и врачует наши обиды! Извините, за двадцать лет своего служения священником этого не видел. Обмана и самообмана по этому поводу – сколько угодно! Причины же хорошо известны – отсутствие в церкви той самой молитвы, той самой духовной практики, которая может помогать человеку. Сейчас у церкви другие задачи…

Итак, что же делать в Прощёное воскресенье? Я советую подумать о необходимости освобождения своей души от обид и выбрать для этого эффективный способ.

shkolazhizni.ru
**************
Валентина.
Всегда улыбайся! Себе жизнь продлишь, друзей порадуешь, врагов побесишь.
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2217
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Сообщение Ольга из Воронежа » Сб мар 16, 2013 8:59 am

Мне понравились слова, сказанные протопресвитером Александром Шмеманом в проповеди "Простить — означает поверить"
"Что такое прощение? Это вовсе не обычная наша снисходительность: «Ты, мол, так плох и слаб, что уж с тебя требовать!» Снисходительность основана на презрении, в лучшем случае – на равнодушии. Но прощение не есть и оправдание зла. С этой точки зрения, пословица «Все понять – все простить» – не христианская пословица. От того, что мы понимаем причины, приведшие к злу, зло не перестает быть злом, не становится добром. Зло никогда нельзя оправдать. Это значило бы снять с человека ответственность, лишить его свободы. Каковы бы ни были объяснения и оправдания, сколько бы ни было так называемых «смягчающих обстоятельств», свободный человек не хочет такого прощения – прощения, которое означало бы, что он всего лишь игрушка каких-то сил и причин, над которыми сам не властен.

Таким образом, христианскую идею прощения очень важно не смешивать с унижающими человека установками: презрением, равнодушием, детерминизмом. Глубина, красота и, можно сказать, парадокс христианского прощения в том, что в нем нет как раз ни йоты презрения и снисходительности. Оно основано на убеждении, что, сколько бы ни падал, сколько бы ни порабощал себя злу человек, не в этом падении и порабощении настоящая его сущность. Иными словами, христианское прощение основано на любви. А любовь – это и есть, прежде всего, вера в человека, и притом в каждого, вера в то, что каждый имеет в себе – пусть глубоко погребенное и забытое – светлое стремление, чистую первооснову личности.

В Евангелии есть рассказ о том, как к Христу привели женщину, застигнутую в прелюбодеянии, которую по обычаю того времени собирались побить камнями. Ее привели к Христу, чтобы попытаться поймать Его на слове. С одной стороны, закон требовал наказания за преступление, а с другой – люди, желавшие поймать Христа на слове, знали, что Он учил о любви и прощении. Итак, что же Он сделает? Если поступит по закону, то где же любовь и прощение? Если пойдет против закона, то где же Его учение о чистоте, несовместимой с преступлением против нравственности?

А Христос сказал: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень». А Сам, нагнувшись, чертил что-то на земле. Никто не бросил камня, и все один за другим ушли. Оставшись наедине с грешницей, Христос спросил: «Где же те, кто осуждали тебя?» И услышав, что все ушли, сказал: «И Я не осуждаю тебя. Иди и больше не греши» (ср.: Ин. 8:7–11). Поразительно в этом евангельском рассказе то, что Христос не принял ловушки, которую готовили для Него враги. Он не нарушил закон, ибо не сказал, что женщина эта невиновна и не заслуживает наказания. Но Он не нарушил и заповеди любви. Христос перенес весь вопрос из плоскости закона и отвлеченной морали в плоскость личного отношения к этой женщине, к этому человеку. Он простил ее и тем самым как бы сказал: «Я верю, что этот грех, это преступление – не настоящая твоя сущность, Я верю, что ты сама осудила их, Я верю, что ты хочешь и можешь исправиться». Это прощение было актом веры в нее, и эта вера была началом не только ее возрождения, но и возрождения тех, кто во имя формального принципа готовы были осудить и убить.

Вот такое прощение, основанное на таком подходе к человеку, на вере в него и любви к нему, необходимо нам сейчас, как воздух.

О нем говорит, к нему призывает нас Прощеное воскресенье – к тому, чтобы каждый из нас перенес свое отношение к другому на ту глубину, где оно только и становится подлинно человеческим. О, если бы в наш мiр самоутверждения и псевдоправедности ворвался благостный и освобождающий дух прощения!"
Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
Negda

Сообщение Negda » Вс мар 02, 2014 7:03 am

Прощеное воскресенье предваряет Великий пост. Красивая и, вроде бы, простая традиция – у всех просить прощения. А ведь она порождает множество вопросов…

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Как перед смертью…

- Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

- Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

- Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого Поста?

- Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

- А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

- Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако, изначально это очень разные по смыслу слова [1] .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит — принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно — но принять.

- Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

- Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь – и фонетическая, и смысловая – со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются, т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

- Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь – по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

- Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили – мучается все человечество. Я согрешил – мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей — в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент – отсутствие в себе любви – прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

- А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье – вроде, прощать надо бы …

- Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить – это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

- Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

- Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить – может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз – мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться...

- Дело в том, что прощение – это не одномоментный процесс. Бывает, что мы, вроде бы, все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» — то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся — он обязательно будет на него давить. Есть обида – этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2217
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Сообщение Ольга из Воронежа » Вс фев 22, 2015 5:30 pm

Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2217
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Re: Прощёное воскресе́нье

Сообщение Ольга из Воронежа » Чт мар 23, 2017 9:06 pm

[Гости не видят ссылок]
С Прощёным Воскресением!

"Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.
Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.
Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним".
— Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

На фото: Святейший Патриарх в Прощёное Воскресение коленопреклонённо испрашивает у всех прощения за вольные или невольные обиды.
Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2217
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Re: Прощёное воскресе́нье

Сообщение Ольга из Воронежа » Ср авг 30, 2017 7:46 am

Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2217
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Re: Прощёное воскресе́нье

Сообщение Ольга из Воронежа » Пт фев 16, 2018 7:55 pm


Точка опоры. От 16 февраля. Прощеное воскресенье как точка опоры
Беседы с доктором медицинских наук священником Григорием Григорьевым.
Опубликовано: 15 февр. 2018 г.
Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
Ответить

Вернуться в «Наша религия»