Божественная литургия.

форум о религиях (христианской, католической, мусульманской и пр.)

Модератор: Mila545

Ответить
Калинушка

Божественная литургия.

Сообщение Калинушка » Ср фев 29, 2012 2:50 pm

«…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».
(Святой праведный Иоанн Кронштадтский).


Первую Литургию совершил Господь наш Иисус Христос в Сионской горнице и каждая Литургия является таинственным продолжением этого события.

В наше время общеупотребительны три вида Божественной Литургии:

Литургия св. Иоанна Златоуста - совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных литургий.

Литургия св. Василия Великого - совершается десять раз в году: во все Воскресные дни Великого поста, исключая Вербное воскресенье; в Великий четверг и субботу на Страстной неделе; 14 января (праздник Обрезания Господня и память св. Василия Великого) и накануне или в самый день праздников Рождества Христова и Крещения Господня.

Литургия Преждеосвященных Даров - совершается по средам и пятницам Великого Поста, с понедельника по среду на Страстной седмице, а также в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мученников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на воскресенье. Эта литургия называется так потому, что на ней приобщаются Святыми Дарами, освященными ранее на литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.
Литургии не положено совершать по понедельникам, вторникам и четвергам во время Великого Поста, в среду и пятницу в Неделю о Страшном суде (масленица).

Источник: <a href='go.php?[Гости не видят ссылок]' target='_blank' rel='nofollow'>[Гости не видят ссылок]>
***********************************************************************************
В этой теме будем слушать песнопения Литургии. Начнём с Литургии св. Иоанна Златоуста, которая обычно служится в наших храмах по воскресеньям. По мере продвижения богослужебного годичного круга и нашей литургической жизни вперёд будем говорить и о других Литургиях.

Итак, Литургия св. Иоанна Златоуста.

Приходя в храм, мы слышим чтение перед службой. Это читаются часы <a href='go.php?[Гости не видят ссылок]' target='_blank' rel='nofollow'>третий и шестой.</a>


Калинушка

Сообщение Калинушка » Ср фев 29, 2012 2:54 pm

Во время чтения часов совершается первая часть Литургии - Проскомидия.

«Проскомидия» - слово греческое и означает «принесение». Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что означает «приношение». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь.

Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе в строгом порядке:
- сначала в центре полагается кубическая часть просфоры (называемая «Агнцем»);

- частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца»;

- частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд);

- частицы за живых полагаются ниже «Агнца»;

- частицы за усопших – еще ниже;

- частицы из просфор, подаваемых верующими, полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

Соединение на <a href='http://age60.ru/topic1256.html' target='_blank'>дискосе</a> всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию. Возглавляет Церковь Сам Господь Иисус Христос.

Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре.

В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих».
Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой.
Калинушка

Сообщение Калинушка » Ср фев 29, 2012 3:10 pm

Далее следует вторая часть Литургии -<span style='color:firebrick'>Литургия оглашенных</span> , которая начинается словами священника: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков» и оканчивается словами: «оглашеннии, изыдите».
На этой части в древности могли присутствовать <a href='http://age60.ru/index.php?showtopic=125 ... ntry102105' target='_blank'>оглашенные</a>, которые слушали чтения из Евангелия и Апостола.
Во время Литургии оглашенных мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она <a href='http://age60.ru/index.php?showtopic=125 ... ntry102105' target='_blank'>Великой ектенией</a>, в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».
Здесь необходимо ввести понятия<a href='http://age60.ru/index.php?showtopic=125 ... ntry102105' target='_blank'>изменяемых и неизменяемых песнопений.</a>
Великая (или мирная) ектения - песнопение неизменяемое. Но мелодий, напевов её очень много. Существуют древние, монастырские, напевы (часто они носят название мест, где были употребительны - Киевская, Московская, Почаевская...) и авторские сочинения. Это разделение касается практически всех богослужебных песнопений. Многие авторы делали гармонизации древних напевов под нужды разных хоров: женского, мужского, смешанного.
Калинушка

Сообщение Калинушка » Чт мар 01, 2012 7:03 am

Первый антифон по-русски:

Благослови, душа моя, Господа. Благословен Ты, Господи. Благослови, душа моя, Господа, и жизнь моя, благослови имя святое Его. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай благодеяний Его: Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от погибели жизнь твою, украшает тебя милостию и изобилием, исполняет благие желания твои, и воспаряет словно орел юность твоя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благословли, душа моя, Господа, и вся жизнь моя - имя святое Его. Благословен Ты, Господи!


Второй антифон
1. Хвали, душе моя, Господа. Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь.
2. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения.
1. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его.
2. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего.
1. Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них.
2. Хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим.
1. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы.
2. Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники.
1. Господь хранит пришельцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.
2. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Второй антифон по-русски:

Хвали, душа моя, Господа. Восхвалять буду Господа всю жизнь мою, воспевать Бога моего, пока дышу. Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, ибо они не могут спасти: человека покинет дух и тело погребут в земле, в тот день исчезнут все замыслы его. Блажен, кому помогает Бог Иакова, кто уповает на Господа и Бога своего, Сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, Хранящего истину во век, Защищающего судом обиженных, Дающего пищу алчущим. Господь освобождает узников, Господь исцеляет слепых, Господь подымает поверженных, Господь любит праведников, Господь охраняет бездомных, заботится о сиротах и вдовах, путь грешников превращает в ничто. Воцарится Господь вовек, Бог Твой, Сион, навсегда.


Второй антифон обычно поётся либо на один мотив с первым, либо подбирается созвучно ему.

После первых двух антифонов следует Песнь Господу Иисусу Христу:

Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас.

По-русски: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Единородный Сын и Слово Божие, / Бессмертный Бог, / и решивший спасения нашего ради, / воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, / оставшись Богом и став человеком, / распятие претерпел, Христе, Боже, / смертию смерть победил, / Ты один из Пресвятой Троицы, / прославляемый со Отцом и Святым Духом, спаси нас.
Калинушка

Сообщение Калинушка » Чт мар 01, 2012 7:08 am

Далее следует Малая ектения и пение третьего антифона – «Блаженств Евангельских» (правила жизни, которые нам дал Господь Иисус Христос). При пении Третьего антифона открываются Царские врата.

Третий антифон:

Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю.
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По-русски:

Во Царствие Твоём приими нас, Господи, когда возвратишься во славе Твоей.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

<a href='go.php?[Гости не видят ссылок]' target='_blank' rel='nofollow'>"Блаженны"</a>, поёт хор Софийского собора (Киев), гармонизация знаменного распева.

<a href='go.php?[Гости не видят ссылок]' target='_blank' rel='nofollow'>Скачать 04-vo_tcarstvii_tvoem_obrabotka_znamennogo_rospev.mp3 с WebFile.RU</a>
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Сообщение Ольга из Воронежа » Сб янв 30, 2016 5:31 pm

---[Гости не видят ссылок]
Пояснение Божественной Литургии (Кратко)!!!
Проповеди протоиерея Андрея Ткачёва +
.................
Второе видео полное
Литургия с пояснением Святых Отцов.
---[Гости не видят ссылок]
Дата загрузки: 8 нояб. 2011 г.
Этот фильм о Божественной Литургии, центре православного богослужения. Его задача - не просто прокомментировать действия священников во время службы, а раскрыть ее глубинное содержание, по завету преподобного Макария Великого: "Во всем видимом разумей образы невидимого". В основе фильма - съемки праздничной Рождественской Литургии в одном из православных храмов.
В комментариях звучат фрагменты проповедей великих служителей Литургии - святых Иоанна Кронштадского, Серафима Звездинского, а также "Размышления о Божественной Литургии" Николая Васильевича Гоголя и фрагменты произведений духовного писателя Сергея Фуделя.
Поет мужской вокальный ансамбль п/у Александра Скалабана.
Издатель: Православное Общество "Бдение"
Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
natali

Сообщение natali » Вс янв 31, 2016 7:41 am

Ольга из Воронежа
Спаси Господи,тебя Оленька, за такой нужный нам,православным,ликбез. :hi:
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Re: Новоначальным. Божественная литургия.

Сообщение Ольга из Воронежа » Пт мар 24, 2017 2:45 pm

---[Гости не видят ссылок]
Литургия с пояснением Святых Отцов.
Holy Trinity Russian Orthodox Church in Vancouver
Дата загрузки: 8 нояб. 2011 г.
Этот фильм о Божественной Литургии, центре православного богослужения. Его задача - не просто прокомментировать действия священников во время службы, а раскрыть ее глубинное содержание, по завету преподобного Макария Великого: "Во всем видимом разумей образы невидимого". В основе фильма - съемки праздничной Рождественской Литургии в одном из православных храмов.
В комментариях звучат фрагменты проповедей великих служителей Литургии - святых Иоанна Кронштадского, Серафима Звездинского, а также "Размышления о Божественной Литургии" Николая Васильевича Гоголя и фрагменты произведений духовного писателя Сергея Фуделя.
Поет мужской вокальный ансамбль п/у Александра Скалабана.
Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Re: Новоначальным. Божественная литургия.

Сообщение Ольга из Воронежа » Пт июн 30, 2017 4:28 pm

___https://[Гости не видят ссылок]
ЛИТУРГИ́Я. Свинство людей в храме! «О ВСЕХ И ЗА ВСЯ»! ч.5
Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Re: Новоначальным. Божественная литургия.

Сообщение Ольга из Воронежа » Пт июл 14, 2017 3:40 pm

___https://[Гости не видят ссылок]
Литургия.Причастие.Смысл жизни.Андрей Ткачёв(13.11.2014)
Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Re: Божественная литургия.

Сообщение Ольга из Воронежа » Вс янв 28, 2018 5:54 pm

[Гости не видят ссылок]
КАК МОЛИТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ЛИТУРГИИ
[Гости не видят ссылок]
Об этом писал духовным чадам из ссылки священномученик Серафим (Звездинский +1937), епископ Дмитровский. Человек уникальной веры и мужества, высокой духовности. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, преисполнена горением веры, Христовой любовью и благодатью Святого Духа.
В тюрьмах и лагерях он всегда благодарил Господа за все испытания, которые выпали на его мученическую жизнь. Глядя на лик святителя, общаясь с ним, даже безбожные тюремные стражи НКВД смирялись перед епископом, а некоторые просили его помолиться о близких.

Наставляя своих духовных чад, владыка более всего призывал их как можно чаще приобщаться Тела и Крови Господней на Божественных литургиях.

Житие священномученика рассказывает о том, что в ссылке Божественную литургию владыка совершал ежедневно; весь круг богослужебный вычитывал неопустительно. Днем он уединялся на молитву в ближний лес. Здесь у него были пустынька и круглый холмик-кафедра. «В праздники – соборное богослужение: епископ, четыре сослужащих протоиерея, игумен и священник. Владыка обычно за всенощной читал канон. Сделали ковер с орлом, митру, панагию с камушками, дикирий и трикирий деревянные, работы местных зырян (жители Коми). Они приходили в умиление: “О, Господи, о, Господи”, – говорили по-русски и прикладывали руки к груди…»

Из писем святителя Серафима Дмитровского духовным чадам:

На 3-м и 6-м часе

«Чтобы легче и нерассеяннее стоять Литургию, старайся так молиться: во время чтения часов поминай усопших и живых. Это поминовение вознесется с поминовением священнослужителя к небу и даст великую отраду душам поминаемых. Здесь не играет роли, поминаешь в алтаре около жертвенника, у двери в алтарь или в церкви – Господь всюду услышит».

В начале Литургии

«Когда начинается Литургия словами: «Благословенно Царство…», помолись о том, чтобы Господь сподобил и тебя Царствия небесного. Во время первой мирной ектинии помолись, чтобы дал тебе Господь мир Свой на сегодняшний день. Ничто так благотворно не действует на душу, как мирное состояние, и врагу спасения особенно оно досадительно. Ему всячески хочется нарушить его, вывести человека из мирного устроения, внести ссоры, раздражение, злобу, досаду, ропот. Оттого, молясь о ниспослании мира на душу, чувствуй себя как на дощечке среди бушующих волн, почувствуй свою безпомощность и проси помощи от Господа.

Когда поют антифоны, священнослужитель читает молитвы о сохранении Церкви, и ты помолись о том же, а также, чтобы Господь избавил город, в котором ты живешь, он неверия, ереси, разделения.

Пред малым входом читает священник молитву: “Сотвори со входом нашим входу святых Ангелов бытии, сослужащих нам”. В это время наполняет Церковь безчисленное множество Ангелов. И ты помолись своему Ангелу хранителю, чтобы он встал около тебя и помолился с тобой: Святый Ангел хранитель, помилуй меня и посети меня в сей час и помолись со мною и за меня».

Чтение Апостола и Евангелия

«Во время чтения апостольского послания и Евангелия невидимо для нас возжигается Ангелами безконечное множество свечей. Священностужитель читает молитву: Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыка, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение. В это время помолись, чтобы и тебе послал Господь Свой Божественный свет, и воссиял бы он в сердце твоем».

На ектениях

«Следующая ектения сугубая, когда на каждое прошение лик поет “Господи помилуй…” трижды. Эта ектения представляет всю земную жизнь Господа, когда за Ним шли толпы народа с воплями: “Помилуй нас!” Проведи перед глазами всех: и хананеянку, и слепца, и прокаженного. Всею душою припав к Господу, почувствуй себя прокаженной, и бесноватой, и слепой. Уцепись мысленно за края ризы Господа и умоляй о помиловании, хорошо повергнуться ниц перед иконой. Возглас после ектении дает надежду, что услышит Господь твой вопль по великой милости Своей: яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу…

Во время ектении об оглашенных помолись о неверующих. Может быть, есть у тебя родные или знакомые неверующие. Помолись, чтобы Господь смилостивился над ними и просветил души их светом веры. Затем поблагодари Господа за то, что ты сам лишь по Его промыслу находишься в числе верных».

«Иже херувимы» и Великий вход

«Херувимская песнь есть моление Господа в Гефсиманском саду. Здесь проведи перед собою весь Гефсиманский подвиг Господа, Его молитву до пота кровавого, Его страдания за грехи людей. Вспомни, что и ты прошел перед глазами Господа со всеми твоими падениями и грехами. Почувствуй, что и за тебя перестрадал Господь в ту ночь. Особенно сознай полное свое недостоинство, чем ты платишь Господу за то, что Он тебе сделал, и проси Его о помиловании. Как Господь был послушен воле Отца Своего, так и ты вручи себя в волю Господа и решись терпеливо нести посланный тебе крест.

Во время Великого входа, изображающего распятие Господа, проси Его и тебя помянуть в Царствии небесном. При возгласе “Мир всем!”, изображающем вход Господа в ад для спасения почивших и находившихся там до Его пришествия, помолись так: Вниди, Господи, в ад души моей и спаси мя. Когда слышишь возглас “Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», помолись, чтобы Господь вложил в тебя светлую любовь и дал любить всех, особенно тех, кого ты не любишь или обижаешь, и тех, кто тебя обижает и не любит. На возгласе «Станем добре, станем со страхом…” – помолись, чтобы вложил в тебя Господь страх Свой, чтобы всегда помнить присутствие Господа.

При возгласе “Благодарим Господа…” – особенно благодари. В это время священнослужитель читает молитву, которая вспоминает все благодеяния Господа людям, благодарит за них и за совершаемую Литургию. И каждый обязан за это благодарить, и в частности за то, что Господь дал лично ему, какими милостями осыпал.

Во время “Тебе поем” надо вспомнить грехи свои особенно тяжкие и просить прощения за них у Господа.
Если так простоишь Литургию со всем вниманием и усердием, то непременно получишь пользу».

Подготовил Сергей Герук
Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
Ольга из Воронежа
Тысячник
Сообщения: 2187
Зарегистрирован: Вт янв 17, 2012 12:35 pm
Откуда: Россия

Re: Божественная литургия.

Сообщение Ольга из Воронежа » Вс мар 11, 2018 2:42 pm

ttps://[Гости не видят ссылок]
Беседы с батюшкой. Вещества для Литургии - хлеб и вино.
Эфир от 11 января 2018г
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святого праведного воина Феодора Ушакова на проспекте Королева иеромонах Игнатий (Юрченков).
Есть только два дня в году, когда вы не сможете сделать ничего. Один называется "вчера", а другой "завтра".
Так что сегодня прекрасный день, чтобы сделать всё!
Ответить

Вернуться в «Наша религия»