Является ли философия наукой?

Модератор: Mila545

Аватара пользователя
Львица.
Модератор
Сообщения: 10559
Зарегистрирован: Ср дек 28, 2011 5:04 pm

Re: Является ли философия наукой?

Сообщение Львица. » Пт апр 12, 2019 11:24 am

ИванДворник писал(а):
Пт апр 12, 2019 10:34 am
А к стремлению достижения какого-либо социального статуса я отношусь с улыбкой....и на это люди гробят жизнь, здоровье. Я сторонник дун-шифтинга, то есть, по жизни едешь, конечно, но на малой скорости и в правом ряду. Ведь на машине в правом ряду можно не выходить за пределы второй
Люди издревле придумали себе статусы, чтобы возвышаться над другими, подчинять других своей воле. А ведь в другом мире и президент, и нищий абсолютно одинаковы.
Но действительно ли дауншифтинг предполагает свободу действий? Да, делаем так, как считаем для себя приемлемым, не подстраиваясь под навязанные догмы обществом и религией. Общество свободы никому не дает. Скорее даушифтинг предполагает самостоятельность в своих действиях.
И в правом ряду водителю долго ехать не всегда получится, особенно если нужно иногда делать поворот влево.
**************
Валентина.
Всегда улыбайся! Себе жизнь продлишь, друзей порадуешь, врагов побесишь.


ИванДворник
Форумчанин
Сообщения: 133
Зарегистрирован: Чт апр 11, 2019 9:46 am
Откуда: Щелковский район МО

Re: Является ли философия наукой?

Сообщение ИванДворник » Пт апр 12, 2019 11:32 am

Естественно даун-шифтинг - это прежде всего, самсьтоятельность, независимость, но и отвественность, а свободы без отвественности не бывает. Инфантилизм, это когда за 35-летнего сынулю мама все решает, с кем быть, с кем жить. Сейчас в 35 лет не женат, давно нет редкость
Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом
Аватара пользователя
Львица.
Модератор
Сообщения: 10559
Зарегистрирован: Ср дек 28, 2011 5:04 pm

Re: Является ли философия наукой?

Сообщение Львица. » Пт апр 12, 2019 11:54 am

Да уж, мамочка решает потому, что сын это позволяет, ему так удобно, она ведь за все будет потом виновата, а не он. (Но об этом не в этой теме).
**************
Валентина.
Всегда улыбайся! Себе жизнь продлишь, друзей порадуешь, врагов побесишь.
Аватара пользователя
Mellis
Тысячник
Сообщения: 1858
Зарегистрирован: Пт мар 23, 2012 5:46 pm
Откуда: ПМР

Re: Является ли философия наукой?

Сообщение Mellis » Пт апр 12, 2019 4:04 pm

Является ли философия наукой? А какие, собственно, характеристики науки?
Прежде всего, -интерсубъективность знания или его объективность. В науке могут быть противоречащие теории, но в результате верификации (эмпирической или логической) принимается одна из всех.
Каждая наука имеет свой предмет, и этот предмет конечен! Наука занимается конечным: характеристиками твёрдого тела, электромагнитных колебаний сверхвысоких частот, околоземным пространством, политических систем, социальных стратов, потребностей страта (социального слоя). Наука не занимается бесконечным, хотя некоторые предметы близки к нему, например, предмет астрофизики......
Ну ничего себе...на трезвую голову и не понять. drinks
По сути вопроса мое ИМХО - учитывая, что по сути философия и была первой наукой, а первыми учеными философы, то я бы предпочла считать философию наукой. Тем более, что объединяющую, методологическую, интегрирующую функции философии в науке никто не отменял. Другое дело, что с приходом эры НТП эта дисциплина загнана в угол и больше ассоциируется с софистикой, чем с серьезным предметом. Поэтому сейчас говорить о философии как о науке нельзя, наверное.
Светлана.
ИванДворник
Форумчанин
Сообщения: 133
Зарегистрирован: Чт апр 11, 2019 9:46 am
Откуда: Щелковский район МО

Re: Является ли философия наукой?

Сообщение ИванДворник » Сб апр 13, 2019 5:56 am

А вот так она начиналась!
Говоря об античных (древнегреческих) философах, их способе добывания «хлеба насущного», необходимо учитывать, что философия зародилась в древнегреческих полисах, и все античные философы были гражданами полисов. Средний древнегреческий полис занимал площадь 200 кв. км, проживало в нем примерно 10 тыс. чел. Из них малая часть была гражданами. Это те, чьи оба родителя были жителями этого полиса. Вольноотпущенники, переселенцы из др. полисов становились метеками, т.е. свободными людьми, но не гражданами. Остальная часть населения – это рабы, которые были частными и государственными. Количество рабов в полисе было небольшим и можно говорить о партисипативной модели рабства. Все граждане-это фэты, т.е. землевладельцы. Они имели земельный надел в пригороде и занимались скотоводством, земледелием с использованием труда рабов. Достойным занятием для них было управление полисом (законодательная, управленческая деятельность), военная служба. Этими видами занимались все фэты, а к торговле и ремеслу относились с презрением. Ремесленниками и купцами были, в основном, метэки. Причем каждый из них стремился приобрести земельный участок и стать фэтом. Поэтому такие виды деятельности как государственная, законодательная, судебная, военная служба были характерны для каждого гражданина. И акцент на них в рамках биографического описания философа представляется нам уместным. Ведь только в период римской философии мы видим философов из рабов.
Таким образом, первые философы не были вынуждены искать заработок посредством занятий философией. Из экономической теории известно, что есть 4 способа получения доходов: работа по найму, предпринимательская деятельность, рента, процент. По этой логике, философ только тогда зарабатывает философией, когда преподает философию, учит ей, как наемный учитель или как предприниматель, открывший свою школу. Но философ, даже имеющий профессиональную подготовку, может жить рентой (или процентом с момента развития банковской деятельности); в этом случае философия для него или хобби, или профессиональная деятельность, но никак не профессия. Среди первых философов, на мой взгляд, присутствовали и первые, и вторые, так как большинство известных нам философов того времени преподавали в философских школах, имея при этом доходы от земельных участков или предпримательской деятельности.
Надо учитывать, что брать деньги за интеллектуальную деятельность в то время считалось позором; если и брали что-то, то гонорар-дар, не имеющий цены. В античности считали, что интеллектуальный труд не может быть стоимостно оценен. Но получение гонорара становится обычным явлением в интеллектуальной деятельности только со времени софистов, а в Древний Рим данная практика приходит с греческими интеллектуалами в период империи. Так по свидетельству Плиния, врач Стертиний получал ежегодно до 600 тыс. сестерций (300 тыс. евро ориентировочно); хирург Алкон в несколько лет нажил до 10 млн. сестерций. Дело в том, что еще в 5 веке до Р.Х. софисты брали денежное вознаграждение за умственный труд, так философ Протагор за полный курс обучения требовал 400 мин или 3,5 тыс. сестерций. Вообще, обычай брать деньги за обучение среди греков считался предосудительным, а у Платона он вызывал ненависть.
Однако, по признаку профессионального обучения, философ является профессионалом при прохождении определенной школы, обучения. В Древней Греции изначально формировались философские школы, и философские знания транслировались от учителя к ученику. Трансляция философских знаний шла через ряд философских школ, основанных рядом «знаковых» древнегреческих философов. Древнегреческие философы в аспекте профессиональной подготовки были профессиональными философами, но философия не была для них профессией.
Большинство философов-досократиков принимали активное участие в различных сферах общественной жизни: политической жизни, издании законов, участвовали как граждане полисов в войнах, спортивных состязаниях. Древнегреческое образование-воспитание «пайдея» подразумевало воспитание широко развитой многогранной личности гражданина полиса. Философов классического периода никак нельзя назвать замкнутыми аскетами, ведущими уединенный образ жизни. Надо учитывать, что житель древнегреческого полиса чувствовал себя часть полисного организма, социальным пайщиком своего полиса.
В то время философия была еще «матерью всех наук» и древнегреческие философы не ограничивали своих занятий только, собственно, философией, в современном ее понимании. Математика, астрономия, механика, поэзия, государственно-политическая деятельность…всем этим занимались первые философы; при этом надо учитывать, что философия в то время практически включала в себя все области научного знания, только позднее в классический период, из нее выделились механика, математика, медицина, грамматика и риторика.
При этом многие философы были не чужды и прикладному практическому «софиен», что мы видим на примере первых философов милетской школы. Среди древнегреческих философов мы встречаем и аристократов, и ремесленников, и людей, ведущих асоциальный образ жизни (среди киников). Изначально философия не была уделом только избранного социального круга, а в более поздние периоды ей занимались и императоры, и рабы. При этом их занятия философией также трудно именовать профессией (хотя Эпиктет, будучи рабом, став вольноотпущенником, открыл свою школу философии, и вполне возможно брал деньги за обучение в ней). Но в начале своего развития философия не являлась профессией, способом добывания «хлеба насущного».


1.1.Досократики

Досократиков принято называть физиками, так как они искали предельное основание материального мира. Собственно другого мира они и не знали, даже боги им виделись материальными, как и душа человека; принадлежащими миру материи. Им был чужд, да и неизвестен метафизический идеализм платоников с их негативным отношением к миру чувственному, полуреальному, неистинному бытию. Соответственно их гносеологические интересы не могли сосредотачиваться только на мире «чистой мысли», оторванной от чувственного материального мира. Философами они были в том аспекте, что искали предельную основу (основы) αρχη материального бытия (разделения на материальное и идеальное, еще не было, философский идеализм был сформирован в платонизме). Но поиск такой единой основы не отрицал и спекулятивного изучения, обобщения множественных фактов бытия. С учетом сказанного, их можно назвать метафизическими позитивистами, так как, на мой взгляд, любая философия невозможно без метафизики, но метафизика αρχη – это не трансцендентная метафизика. Поэтому досократики не могли не интересоваться различными областями знания и практической деятельности, др. вопрос, что доминировал метод умозрительного познания, сугубо теоретический, хотя нельзя и отрицать наличия простых эмпирических методов познания, таких как наблюдение и др.

1.1.1.Милетцы

Философия зарождается в колониях, и первые философы часто занимались торговлей, много путешествовали. Занятие торговлей среди жителей полисов-колоний не было предосудительным., хотя по инерции считалось менее достойным, чем земледелие. Жизнь большинства древнегреческих философов была связанна с колониями, меньшинство философов провели жизнь в материковой Греции.
Зарождается философия в Ионии в Милете. Переселение в Ионию начинается еще в «темные века» (Х-VIII вв. до Р.Х.) и в архаический период (VII- VIвв. до Р.Х.) это были наиболее развитые территории, с активным мореплаванием и торговлей. Жители ионийских колоний много путешествовали в рамках торговых поездок и бывали в Финикии, Вавилоне, Египте, имели контакты с Персией (в конце VI в. до Р.Х. Иония принадлежит Персии).
Все милетцы были натурфилософами, поэтому круг их теоретических и прикладных занятий был связан с различными научными знаниями: математикой, астрономией, метереологией и др. Большинство их знаний были заимствованы из египетской культуры, с которой у Милета и всего ионийского побережья были тесные связи. Знания милетцев, как и египтян были сугубо практическими, но именно им принадлежат первые «созерцания» (теории) в области натурфилософии или «философии природы», пытавшейся объединить в целое представления о природе на основе субстанционального вещественного первоначала. Милетцы, как граждане своих полисов активно занимались различными видами социально-политической деятельности: законодательной, военной и др.
По образу жизни, экзистенции милетцев можно назвать учеными не в смысле современных «служащих социального института науки», а учеными «по духу». Поиск истин природы, натурфилософия-это их жизненное кредо. Необходимо учитывать, что философия как созерцание в то время выходила за пределы практического астрономического, математического механического знания. Эти «научные» знания позднее стали теоретическими, и стали такими, благодаря развитию философии у древних греков.



Фалес Милетский (ок. 625 до Р.Х. – пол. VI в. до Р.Х.)

О философии Фалеса Милетского мы знаем меньше, чем о роде его занятий. Фалес был не только первым греческим философом, но и математиком, астрономом. Фалес на основе этих прикладных математико-астрономических знаний предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до Р.Х. Дата затмения – это первая точная хронологическая дата в истории древнегреческой науки, день ее рождения. Фалесу приписывается греческими писателями также решение двух геометрических задач практического характера: определения расстояния корабля на море от Милетской гавани и определения высоты пирамиды по длине её тени.
Как математик, он доказал теоремы:
 о делении круга диаметром пополам;
 о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника;
 о равенстве вертикальных углов;
 один из признаков равенства прямоугольных треугольников и другие
Жизненную карьеру Фалес начинал, как купец, и ещё в молодости попал в Египет. Таким образом, в ионийских колониях быть купцом-мореплавателем для фэта было незазорным. Во многом образ жизни Фалеса повторял образ жизни др. милетцев, среди которых было много купцов. Развитие торговли шло в те века преимущественно в ионийских колониях, а торговое судоходство-это основа деятельности, процветания ионийских греков. Торговля всегда способствовала развитию свободного, адогматичного мышления, поэтому не удивительно, что философия зародилась среди милетцев: купцов и мореплавателей.
В Египте Фалес задержался на много лет, изучая науки в Фивах и Мемфисе. Считается, что геометрию и астрономию в Грецию привёз он.
Фалес активно занимался и государственно-политической деятельностью, помогал советами царю Крезу в походе против Кира, стремился создать панионийский союз древнегреческих ионийских городов.
Первый мыслитель, совершивший попытку создания первого целостного мировоззрения, был многогранным человеком: первым древнегреческим ученным, активным гражданином своего полиса, одним из академии семи бессмертных, его имя называли вместе с именами величайших законодателей Греции.

Анаксимандр (610-546 гг. до Р.Х.)

Анаксимандр, первый использовавший понятие «бесконечное, беспредельное», как предельной основы бытия, известен и как первый географ, составивший карту. Он также считается изобретателем гномона, посредством которого определяли дни равноденствий и солнцестояний, полоса-солнечных часов, астрономической сферы, то есть, Анаксимандр известен нам и как астроном.
Подобно многим первым философам активно участвовал в общественной полисной жизни-основал колонию в Аполонии.
Вместе с Ферекдидом, Анаксимандр известен и как древнейший греческий прозаик. Анаксимандр ввёл понятие «закон», применив его в общественной практики, а также к природе и науке. Ему приписывают одну из первых формулировок закона сохранения энергии: «из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению».


Анаксимен (585/560 г — 525/502 гг. до Р.Х.)

Анаксимен – младший современник Анаксимандра и последний натурфилософ милетской ионийской школы.
Научные интересы Анаксимена был несколько уже, чем у первых милетцев, они сводились, в основном, к метереологии и астрономии. Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, стремился объяснить естественным образом. Собственно, метереология и астрономия того времени-это еще не эмпирические науки, а спекулятивная натурофилософия. Вообще, называя философов того времени ученными в определенных областях не стоит впадать в исторический презентевизм.
Как метеоролог, Анаксимен считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер — уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.
Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления. Анаксимен полагал, что Солнце — плоское небесное тело, аналогичное Земле и Луне, которое от быстрого движения раскалилось. Земля и небесные светила парят в воздухе; Земля неподвижна, другие светила и планеты (которые Анаксимен отличал от звезд и которые, как он считал, возникают из земных испарений) движутся космическими ветрами.
Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом
ИванДворник
Форумчанин
Сообщения: 133
Зарегистрирован: Чт апр 11, 2019 9:46 am
Откуда: Щелковский район МО

Re: Является ли философия наукой?

Сообщение ИванДворник » Сб апр 13, 2019 6:02 am

Mila545....человек не может полностью убежать от общества, не убежав в лес, и то он будет с ним связан (покупка соли, спичек, пороха, патронов), но он может ограничить связи с ним
Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом
ИванДворник
Форумчанин
Сообщения: 133
Зарегистрирован: Чт апр 11, 2019 9:46 am
Откуда: Щелковский район МО

Re: Является ли философия наукой?

Сообщение ИванДворник » Пт апр 19, 2019 7:15 am

Первые философы-милетцы были ученными, имели первичные научные интересы, среди южноиталийских философов были поэты, врачи, просто знатные по роду люди. Собственно, они в большей степени были философами. т.к. ставили вопрос: Что есть бытие.
Все элеаты были жителями Великой Греции, южно-италийских колоний. Колонистами становились в основном, малоземельные и обезземеленные жители Греции. В колониях они занимались преимущественно ремеслами и торговлей. Колонии экспортировали в континентальные полисы зерно (прежде всего из Великой Греции и Причерноморья) и медь (Кипр), в меньшей степени — вино, то есть в основном это было сырьё. В свою очередь, в колонии экспортировались железо и изделия из него, а также шерстяные ткани, керамика и другие ремесленные товары.
Отличие италийских колоний от ионийских связанно с большим значением аграрной деятельности, меньшим-торговли и мореходства. Полисам с большим развитием аграрного элемента, был свойственен антидемократизм, именно в элейских колониях появляется антидемократическое политическое движение, но, элейские философы известны нам как борцы с полисной тиранией, сторонники демократии. По большей части философы характеризуются большим приятием демократическо-либеральных элементов жизни, чем тоталитарных, хотя и немалое количество философов были сторонниками примата общественного над частным.
Элеаты были не столько натурфилософами, как ионийцы, сколько чистыми философами (онтологами и гносеологами). В своих профессиональных занятиях они несколько отходят от научных натурофилософских интересов ионийцев. Элейцы больше гуманитарии по своим интересам, чем фисиологи.

Ксенофан (ок. 570 - после 478 до Р.Х.)

Ксенофана можно считать первым представителем философии религии, так как в своих поэтических «проповедях» он выступает против характерного греческой религиозности антропоморфного политеизма. Его идеал-это единое божество, чуждое человеческих нужд и страстей. Ксенофан-первый древнегреческий проповедник монотеистической религии. Хотя, известный историк философиии, Ф.Коплстон, считает, что о Ксенофане лучше говорить как о монисте, чем монотеисте, т.к. в Древней Греции монтотеизм был вещью из ряда вон выходящей. Монизм согласуется с пантеизмом и панентеизмом, поэтому, Ксенофана лучше назвать древнегреческих панентеистом. Монистический пантеизм и панентеизм вполне характерны для более раннего древнегреческого мировоззрения.
Ксенофана можно считать также первым античным экзистенциальным философом, в том смысле, что его философия была результатом его образа жизни. Впоследствии, начиная с Сократа у многих античных философов, философия выступает как основание образа жизни. Ксенофан был странствующим рапсодом, то есть философом-поэтом. Хоть он и был слушателем Анаксимандра, но сам не являлся «физиком». Он был философом-поэтом, облекавшим в поэтическую форму проповедь нравственно-религиозного идеала. Ксенофан был и представителем религиозного движения VI в. до Р.Х. Родившись в Колофоне в Ионии, с 25 лет вел скитальческую жизнь, живя в Сицилии, Элее.
В аспекте «профессии» (правильнее сказать, профессиональных занятий) в лице Ксенофана мы видим первого философа-поэта, а не ученного-«физика», натурфилософа. Его поэмы были не только философского характера; известно, что одна из его поэм была посвящена основанию Элеи, фокейской колонии в Италии в 540 г. до Р.Х.

Парменид (ок. 540-515 — ок. 470 до Р.Х.)

Парменид был учеником малоизвестного пифагорейца Аминия, человека бедного и праведного, который обратил его к жизни уединенного мыслителя. По смерти учителя Парменид воздвиг ему усыпальницу как герою.
Парменид стал основоположником элейской школы, одного из важнейших философских направлений классической эпохи. К этой школе относят Ксенофана, ближайших учеников Парменида Зенона и Мелисса, а также и Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа. Парменид нам известен как автор известной метафизической поэмы «О природе».
Парменид происходил из знатной и богатой семьи. Парменид, возможно, был членом пифагорейского союза и вел созерцательную жизнь философа, но при этом активно участвовал в политической полисной жизни, был законодателем Элеи, где его чтили как высоконравственного человека. Созерцательная жизнь не помешала Пармениду разработать установить такие законы в Элее, что «власти ежегодно брали с граждан клятву оставаться верными законам Парменида» (Плутарх).

Зенон Элейский (ок. 490 . — ок. 430 до Р.Х.)

Зенон известен как автор знаменитых апорий о движении: «Ахиллес и черепаха», «Стадион», «Дихотомия (апория)», «Стрела», но мы забываем, что он был еще и активным политическим деятелем. Зенон Элейский, сын Телевтагора, приемный сын Парменида. Как сообщает Диоген Лаэртский, участвовал в заговоре против тирана Неарха (по другим сведениям — Диомедонта). Был арестован. На допросе, при требовании выдать сообщников, вел себя стойко и даже, по некоторым сведениям, откусил тирану ухо, а по другим — откусил собственный язык и выплюнул его в лицо тирану. Присутствовавшие граждане были настолько потрясены произошедшим, что побили тирана камнями. По другим сведениям, напротив — Зенон был казнён: его бросили в ступу и истолкли в ней. Это все, что нам известно об этом философе, его занятиях.
Мелисс Самоский (ок. 485 — ок. 425 до Р.Х.)

Мелисс – последний из представителей элейской школы. Он активно занимался государственной деятельностью, пользовался уважением среди сограждан за свою доблесть. Был стратегом самосцев, и одержал победу в морском сражении над афинском флотом, которым командовал Софокл. Позднее Перикл разгромил Мелисса в морской битве и взял Самос после многомесячной осады. В лице Мелисса мы также видим государственного деятеля-политика, военного, активного участника жизни своего полиса.

Эмпедокл (ок. 490 - ок. 430 до Р.Х.)

Эмпедокл – известный философ из Сицилии. По происхождению он был из знатной семьи, аристократом, но по политическим взглядам был сторонником демократии. Он нам известен как врач, ритор, поэт. Начиная со средних веков, мы видим среди философов религиозных деятелей, монахов, аббатов, кардиналов. Эмпедокл был первым представителем среди «священников» - философов. Он был жрецом.
Аристотель считал его основателем риторики. Эмпедокл использовал риторические ухищрения в своей поэзии, которые позднее мы встречаем у древнегреческих и римских поэтов.
Как государственный деятель он был борцом с тиранией.
Как врач он был основателем италийской школы врачей, его медицинские представление основываются на «миксисе» элементов (начал). Здоровье – это их равновесие, болезнь – монархия одного, двух над другими. По преданиям, он известен и как целитель-чудотворец, что связанно, очевидно, с тем, что Эмпедокл был не чужд религиозно-мистической философии пифагорейцев. В лице Эмпедокла мы видим первого древнегреческого философа из врачей.
Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом
Ответить

Вернуться в «Философия»