Гатчина

Все о городах и странах, где мы живем
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Гатчина

Сообщение tv4 » Вс сен 19, 2010 7:43 am

Упоминание о Гатчине на нашем форуме уже есть, но поскольку оно затеряно среди других пригородов - экскурсионня программа - добавлять что-то сложно: не получится полной картины...

Начну с конца:

Гатчина 511-летие

Герб Гатчины <a href='http://www.radikal.ru' target='_blank'>Изображение</a>

Год основания: 1499 г..
Гатчина отмечает День города в 3-ю субботу сентября.
В 2010 году эта дата - 18 сентября
Также вчера отмечался юбилей гатчинского аэродрома - 100 лет.

Традиция проведения Дня города "Славься, Гатчина" существует с 1989 года.

<span style='color:blue'><span style='font-size:9pt;line-height:100%'>ПРОГРАММА ПРАЗДНИКА "ДЕНЬ ГОРОДА "СЛАВЬСЯ, ГАТЧИНА!" </span></span>

Все основные мероприятия праздника пройдут в микрорайоне "Аэродром", где располагался первый военный аэродром России.
* * *
10:00 Открытие памятника самолету "Фарман"
Место проведения: сквер у Балтийского вокзала (Липовая аллея).
* * *
10:30 "Гатчина колыбель российской авиации" открытие выставки, посвященной 100-летию Гатчинского военного аэродрома
Место проведения: Музей истории авиационного двигателестроения и ремонта (ул. Григорина, 7-а).
* * *
11:00 Установка закладного камня на месте строительства Храма Ильи Пророка
Место проведения: микрорайон "Аэродром".
* * *
11:00 Театрализованное представление хореографического ансамбля "Солнышко"
Место проведения: зал ЦТЮ (Революционный переулок, 1).
* * *
11:30 Пробег спортсменов, посвященный первым русским авиаторам
Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню города: заключительный 14 этап II Спартакиады работников предприятий, учреждений и организаций МО "Город Гатчина".
* * *
12:00-14. 00 Авиашоу
Место проведения: микрорайон "Аэродром".
* * *
15:00-22. 00 "Славься, Гатчина!" праздничный концерт с участием звезд российской эстрады
Место проведения: площадь С. Богданова в микрорайоне "Аэродром".
* * *
15:00 "Мое милое привидение" спектакль для детей
Место проведения: театр "Встречи" (Революционный переулок, 1).
* * *
18:30 "Барышня крестьянка" спектакль театра-студии "За углом"
Место проведения: театр-студия "За углом".
* * *
19:00 Концерт народного коллектива хоровой капеллы "Гармония"
Место проведения: зал Детской музыкальной школы им. М. М. Ипполитова-Иванова.
* * *
22:00-22. 10 Фейерверк
Место проведения: микрорайон "Аэродром".
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Гатчина

Сообщение tv4 » Вс сен 19, 2010 8:09 am

Праздник в Гатчине вчера был традиционно красивый, театрализованный; я посмотрела его в Новостях...
В информации прозвучали 2 даты:
511 лет - от рождения села, которое стало родоначальником будущего города,
214 лет - от официального объявления Гатчины и ее Герба...

И сразу стало интересно заглянуть в историю Гатчины...

==================================================


Гатчина - центр Гатчинского района Ленинградской области.

Родоначальником города Гатчины считается село Хотчино, которое впервые упоминается в 1499 году. Долгое время земли Гатчины были предметом споров России и Швеции. В 1703 году в ходе Северной войны эти края окончательно перешли к России.

В 1765 году Екатерина II подарила Гатчину графу Орлову.

Летом 1766 года началось строительство дворца в Гатчине по проекту архитектора Антонио Ринальди, создание первого русского пейзажного парка и благоустройство охотничьих угодий.

После смерти Орлова Екатерина II выкупила Гатчину и подарила её своему сыну. В 1796 году Павел I становится российским императором, а 11 ноября он издаёт указ, согласно которому Гатчина становится городом.

В конце 18 века в Гатчине существовали суконная и шляпная фабрики, фарфоровый завод. В 1881 году на Белом озере изобретатель Степан Джевецкий продемонстрировал свою первую подводную лодку.

Во время Гражданской войны Гатчина была местом боёв между войсками генерала Юденича и Красной армией. Город был переименован сначала в Троцк в 1923 году, а спустя 6 лет – в Красногвардейск.

В годы Великой Отечественной войны Гатчина была оккупирована 9 сентября 1941 года. В 1942 году оккупационные власти переименовали город в Линдеманнштадт. Здесь действовал концлагерь «Дулаг-154». Город был освобожден советскими войсками 26 января 1944 года. Тогда же городу было возвращено первоначальное имя – Гатчина.

В 1999 году по итогам Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город» Гатчина заняла 1 место среди городов численностью до 100 тысяч жителей.

Интересно, что в начале своего правления император Александр III жил в Гатчине почти безвыездно, за что его стали называть «гатчинским затворником».


В городе проживает около 89,8 тыс. человек.
Традиция проведения Дня города «Славься, Гатчина» существует с 1989 года. Праздник проходит в третью субботу сентября.

По обычаю праздник начинается с исторического шоу – горожан приветствует Император Павел I, принимающий в сопровождении свиты и градоначальника военно-исторический парад на плацу у Дворца
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Гатчина

Сообщение tv4 » Вс сен 19, 2010 8:27 am

100 лет Гатчинскому аэродрому

Из истории Гатчинского аэродрома..

В 1910 году кроме авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине обосновались Всероссийский аэроклуб и авиашкола «Первого русского товарищества воздухоплавания».

В одном из ангаров Гатчинского аэродрома размещалась мастерская Я.М. Гаккеля, где он работал над созданием самолетов собственной конструкции.


В первой половине августа 1910 года на Гатчинском аэродроме произошло много событий.


К этому времени на Гатчинский аэродром был доставлен аппарат русской постройки – моноплан «Россия-Б». Газеты назвали и стоимость аэропланов русской постройки: «Россия-А» – 9500 рублей (аналогичный заграничный аппарат – 14000 рублей); «Россия-Б» – 9250 рублей.


2 августа 1910 года при большом стечении публики поднялся в небо биплан «Россия-А», управляемый авиатором В. Лебедевым. Военный оркестр сопровождал полет аэроплана русской постройки маршем. 12 августа полеты «России-А» повторились. На этот раз им управлял пилот Г.С. Сегно.


Любопытный эпизод произошел в эти августовские дни на Гатчинском аэродроме. Офицер-воздухоплаватель поручик Г. Горшков совершил полет на аэроплане в дер. Сализи. В это время в Гатчину направлялся дирижабль «Лебедь». На высоте 400 метров над Мариенбургом две летательные машины встретились. Горшков, поднявшись выше «Лебедя» на 100 метров, устремился вслед за дирижаблем и, опередив его, первым прибыл на аэродром.


15 августа 1910 года началось испытание аэроплана «Россия-Б». Первым поднялся на новом моноплане поручик Бронислав Матыевич-Мацеевич. «На 20-ти метровой высоте он летал полторы минуты, в которые сделал полторы версты». Затем полетел на биплане «Россия-А» авиатор Г. Сегно и «держался на высоте 10 метров, причем развил очень большую скорость и в 4 минуты пролетел 4 версты».


1 апреля 1911 года начальник Офицерской воздухоплавательной школы генерал А.М. Кованько издал приказ, согласно которому на аэродроме ежедневно назначался дежурный наряд в составе дежурного по аэродрому (офицер), дежурного по команде нижних чинов и ночных сторожей по охране ангаров с аэропланами. Кроме них, на время полетов назначался дежурный врач, был введен обязательный предполетный медицинский осмотр летчиков и разработаны «Медицинские меры предосторожности перед и во время полетов на аэропланах». Для ежедневного наблюдения за направлением и скоростью ветра был создан метеопост.


11 мая 1911 года Главное инженерное управление утвердило единые для всех авиационных школ – военных и клубных – «Правила для полета на аэроплане», которые с незначительными изменениями действовали до 1914 года.


В этом же году был создан временный авиационный отдел. Штат авиационного отдела состоял из 6-ти офицеров, 2-х классных чинов, 50-ти строевых нижних чинов и 19-ти нестроевых. Начальником отдела был утвержден подполковник С.А. Ульянин, инструкторами – Г.Г. Горшков, С.А. Ульянин, и прибывший из Севастополя поручик Е.В. Руднев.


В 1911 году в отделе обучались 10 офицеров переменного состава и 6 офицеров Генерального штаба, прикомандированных для подготовки в качестве наблюдателей с аэропланов.


Общий итог деятельности временного авиационного отдела в 1911 году выражается следующими цифрами: обучено полетам 10 офицеров, подготовлено наблюдателей из офицеров Генерального штаба 6 человек, ознакомлено с авиационным делом и получили практику полетов 32 офицера переменного состава Офицерской воздухоплавательной школы. Кроме этого обучено ремонту аэропланов – 10 солдат, сборке и регулировке аппаратов – 21 солдат, подготовлено – 15 мотористов.



В сентябре 1912 года вместо временного был сформирован постоянный авиационный отдел в Гатчине, который предназначался для подготовки офицеров и нижних чинов к службе в авиационных отрядах воздухоплавательных рот и производства опытов и проверок на практике пригодности для военных целей новых летательных аппаратов.


Осенью 1912 года в авиационном отделе открылся, так называемый, солдатский класс. В него было отобрано 10 нижних чинов – солдат и унтер-офицеров, среди которых был Д.П. Ананьев, ставший впоследствии известным советским летчиком.


Сохранилась программа солдатского военно-авиационного класса:

Закон божий
Русский язык
Арифметика
Практическая геометрия
Физика
Метеорология
Авиация
Моторное дело.

Производственная практика проходила на заводе Лебедева, где выпускались аппараты «Вуазен» с мотором «Сальмсон». Налетывали они по 9 часов в месяц.


Офицеры готовились по более сложной программе. Теоретическая часть включала следующие дисциплины:

Тактика и применение аэропланов в военном деле
Развитие техники авиации
Теоретические сведения по авиации
Материальная часть и служба аэропланов
Двигатели внутреннего сгорания (автомобильный, авиационный)
Автомобили
Материаловедение и сопротивление материалов
Радиотелеграфия
Метеорология
Фотография

Практические занятия проводились по старой схеме: полеты с инструктором – рулежка по аэродрому – самостоятельные полеты.


Полеты производились с 3-х до 7-8 часов утра и с 17 до 21 часа. Летали много. За период с 1-го июля по 1 октября 1913 года всеми учениками и инструкторами отдела было совершено 4200 отдельных полетов общей продолжительностью 700 часов.


П.В. Евсюков перед полетом.
В 1910 году в Гатчине открылась первая частная авиашкола С.С. Щетинина. В нее принимали всех желающих, как военных, так и гражданских лиц. Авиашкола получила название «Гамаюн». По восточно-славянской мифологии: «Гамаюн - вещая птица, посланник богов, их глашатай, поющий людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное...»

В июне 1911 года на Гатчинском военном аэродроме открылась школа Первого Российского товарищества воздухоплавания – ПРТВ.


Директора-распорядители первого в России завода по постройке аэропланов С.С. Щетинин и М.А. Щербаков «с размахом» организовали учебный процесс. Так за короткий период, с июня по октябрь, школа подготовила 16 пилотов-авиаторов.

15 июня 1911 года были дипломированы Александр Агафонов, Петр Евсюков, Владимир Слюсаренко. После успешной сдачи пилотского экзамена они остались в школе на инструкторской работе.


В школу поступили и женщины. Через два месяца они получили дипломы пилотов-авиаторов. Первыми русскими авиатриссами стали Л.В. Зверева, Е. Анатра, Л.А. Галанчикова, Е. Шаховская.


Восемь авиаторов из 17-ти, окончивших ПРТВ, получили широкую известность в авиационном мире, – это Глеб Алехнович, Константин Арцеулов, Лидия Зверева, Любовь Галанчикова, Федор Колчин, Александр Агафонов, Петр Евсюков и Владимир Слюсаренко.


Л.В. Зверева на аэроплане.
На Гатчинском аэродроме проводились многие опыты использования авиации в военных маневрах и научных целях.

Так 2 августа 1911 года впервые в русской армии был проведен опыт использования аэроплана совместно с пехотой и кавалерией. В пять часов утра с Гатчинского аэродрома вылетел поручик Фирсов Владимир и пассажир-наблюдатель подпоручик Балабушка. Подлетев к деревне Сализи, сбросили воздухоотряду донесение и улетели в Красное Село, а затем в село Высоцкое, где проходили маневры войск. Подпоручик Балабушка нанес на карту расположение противоборствующих войск. Затем авиаторы вернулись на Гатчинский аэродром. За 1 час 15 минут они покрыли 75-80 верст.


Внедрение беспроволочной связи в авиации было начато в России только в 1911 году, а оснащение самолетов радиопередатчиками началось только в 1915 году. В ноябре 1911 года во многих газетах и журналах появились сообщения о радиоопытах на Гатчинском аэродроме. Вот что сообщал об этом 20-й номер журнала «Вестник воздухоплавания»:


«9 ноября текущего года, на Гатчинском аэродроме при авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы были произведены первые в России опыты телеграфирования без проводов с аэроплана, давшие весьма благоприятные результаты.


На аэроплане типа «Фарман» была установлена станция беспроволочной телеграфной связи, система подполковника Сокольцева, с которой и было произведено три опытных полета, общей продолжительностью до часу, причем в качестве пассажира-телеграфиста летал сам изобретатель подполковник Сокольцев.


Передаваемые во время полетов сигналы, буквы и слова были ясно приняты установленной на аэродроме приемной станцией упрощенного полевого типа. Таким образом, впервые в России был установлен факт возможности радиотелеграфных сношений с аппаратом в полете. Несмотря на неблагоприятные условия – холодную ветреную погоду (ветер – до 8 метров) с сильными отдельными порывами ветра, выпущенную на значительную длину (до 35 метров) проволоку с грузом на конце (так называемая – антенна) – довольно продолжительные полеты (5 часов 15 минут) закончились вполне благополучно...»


Но аппарат Сокольцева оказался несовершенным и его заменили на заграничные, в частности, на радиоаппараты французской фирмы SFR. Их испытания также прошли на Гатчинском аэродроме очень успешно.
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Гатчина

Сообщение tv4 » Вс сен 19, 2010 8:42 am

Еще фотографии праздничных мероприятий...


<a href='http://www.radikal.ru' target='_blank'>Изображение</a>
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Гатчина

Сообщение tv4 » Вс сен 19, 2010 9:22 am

Почему-то половина фоток получились слишком маленькими...


<a href='http://www.radikal.ru' target='_blank'>Изображение</a>
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Гатчина

Сообщение tv4 » Вс сен 19, 2010 9:31 am

И с т о р и я


Гатчина – вчера
История Гатчины зарождалась в глубине веков. Территория современной Ленинградской области входила в прошлом в состав Новгородских земель и относилась к Водской, Шелонской и Обонежской пятинам. Земля, на которой сейчас находится город Гатчина, числилась в составе Дятлинского погоста Водской пятины.


В 1499 году московский писец Дмитрий Васильевич Китаев, составляя переписную книгу в связи с присоединением Ижорских (Водских) земель к Московскому государству, включил в нее и село «Хотчино над озерком Хотчиным». Предполагают, что название «Хотчино» происходит от мужского имени Хотин (первый, «хотимый», ребенок в семье), по аналогии - Иваново, Ольгино. Есть другие версии происхождения названия. В переписной книге перечислены и соседние деревни, сохранившиеся до сих пор.


Река Ижора и близлежащие реки были частью системы древних торговых путей, которые связывали северо-западную Русь, Москву и Киев. Поэтому издревле с целью захвата ижорских земель сюда посылались польско-литовские, шведские, ливонские войска. Еще в 1240 году новгородский князь Александр Ярославович при поддержке ижорцев разбил шведское войско на Неве в месте впадения в нее реки Ижоры.


Но в начале XVII века Россия была ослаблена иностранной интервенцией, неудачами в Ливонской войне, междоусобицей боярских родов, действиями «царей-самозванцев» и вынуждена в 1617 году подписать в селе Столбово (близ Тихвина) мирный договор со Швецией. По этому договору России пришлось отдать Ижорскую землю (по-шведски Ингерманландию) Шведскому королевству. Дворянам, боярским детям, монахам и посадским людям было дозволено в течение двух недель переселиться в Россию. На их место шведы селили финнов и других подданных. Шведское правительство для экономического устройства вновь присоединенной страны воспользовалось русскими писцовыми книгами, переведенными на шведский язык, а с отошедших земель были сняты подробные хозяйственные планы.


Шведы господствовали на этих землях 85 лет. Во время Северной войны (1700-1721 гг.), в августе 1702 года на реке Ижоре близ Гатчины состоялось решающее сражение русских войск со шведами, в результате которого Ижорские земли были освобождены. Позднее Петр I приказал раздать их своим родным и приближенным.


В 1708 году, еще в ходе Северной войны, Ижорская земля (Ингерманландия) была включена в состав учрежденной Петром I Ингерманландской губернии, которая охватывала территорию от Эстляндии, Новгорода, Пскова, Старой Руссы и Великих Лук до Пошехонья, Каргополя, Олонца и Ярославля. В 1710 году Ингерманландская губерния была переименована в Санкт-Петербургскую.


В Петровские времена Гатчина стала пригородом новой русской столицы – Петербурга. Здесь построили загородную усадьбу – мызу, которая принадлежала Петру I. Предполагают, что в 1708 году он подарил ее своей сестре Наталье Алексеевне. За 8 лет мызу благоустроили. В ней был господский дом, избы для «ближних» и «дворовых людей», скотный и птичий дворы, теплицы, конюшни, погреба, фруктовый и цветочный сад, огороды.


После смерти Натальи Алексеевны Петр I приписал Гатчинскую мызу госпиталю, а потом ее передали царской аптеке. Некоторое время мызой пользовались царские медики, а в 1732 году она отошла в казну. В 1734 году императрица Анна Иоановна подарила Гатчинскую мызу с приписанными к ней деревнями обер-шталмейстеру князю А.Б. Куракину «в личное потомственное владение».


В 1765 г. мызу с двадцатью окрестными деревнями и мельницей купила Екатерина II и пожаловала генерал-фельдцейхмейстеру графу Г.Г. Орлову в благодарность за участие в дворцовом перевороте, в результате которого Екатерина стала императрицей.

С этого периода начинается история дворцово-паркового ансамбля в Гатчине.
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Гатчина

Сообщение tv4 » Вс сен 19, 2010 9:41 am

П р о д о л ж е н и е и с т о р и и

Известно письмо графа Г.Г. Орлова Жан Жаку Руссо, где владелец пишет о своей мызе: «Мне вздумалось сказать вам, что в 60 верстах от Петербурга у меня есть поместье, где воздух здоров, вода удивительна, пригорки, окружающие озера, образуют уголки, приятные для прогулок, и возбуждают к мечтательности»... Это не было преувеличением. Особенно хороши здесь озера – Черное, Белое и Серебряное. Они соединяются протоками в единую водную систему, в которой берет начало речка Гатчинка, или Теплая, впадающая в приток Невы – Ижору. Неподалеку находится озеро Колпанское. Из него вытекает речка Колпанка, а севернее протекает речка Парица – обе также притоки Ижоры. Берега рек и озер были покрыты густыми хвойными лесами.


Поместье Орлова имело не столько хозяйственное значение, а использовалось как охотничьи угодья. Вначале огородили и очистили большой участок леса у озер, прорубили к будущему дому пять радиальных дорог, проложили поперечные просеки, построили сараи и загоны для лосей, кабанов, оленей, которых завезли из прибалтийских зверинцев. Охотничьи угодья Орлова получили название Зверинец. Восточная его часть в 1780-1790-е годы была застроена, здесь вдоль проезжей дороги разместился Гатчинский посад.

Строительство дворца, который вначале назывался «Увеселительный дом», началось в 1766 году. Возводился он на холме на берегу Серебряного озера. Для строительства был приглашен известный архитектор Антонио Ринальди, который утверждал в русской архитектуре переход к стилю классицизм.


Вид на Главный корпус Гатчинского дворца со стороны озера.

<a href='http://www.radikal.ru' target='_blank'>Изображение</a>



Ринальди задумал гатчинский дворец как охотничий замок. Представить его облик можно по главному фасаду современного здания со стороны озера. Эта часть менее всего подвергалась перестройкам и разрушениям. Она представляет собой прямоугольный трехэтажный массив, по бокам которого две башни – Сигнальная и Часовая, на ней были установлены куранты. Центральная часть соединялась полуциркульными галереями с двумя одноэтажными каре – четырехугольными в плане корпусами с квадратными внутренними дворами.

Кроме замка с башнями Ринальди воздвиг в парке Чесменский обелиск в честь победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 году, колонну Орла (она посвящалась графу Орлову), создал грот «Эхо», завершающий подземный ход от дворца к Серебряному озеру, заключил в гранитную оправу Восьмигранного колодца сильный подземный ключ рядом с Серебряным озером. Он также разработал первоначальную планировку парка.


Парк создавался в «английском вкусе», что соответствовало последним для того времени достижениям паркового искусства. Это был первый в истории русского паркостроения пейзажный парк.


Строили замок и парк государственные крестьяне, переведенные сюда из Костромской и Вологодской губерний, нанимались также вольные мастера и работники. Для облицовки здания использовался известняк, добываемый в окрестностях Гатчины – в Пудости, Парице, Чернице. Орлов пригласил садоводов Дж. Гекета, Д. Шпарро, И. Буша. Разбивку парка вели также присланные из Петергофа садовники Лев Иванов, Алексей Кряжев, Василий Ползунов, Иван Лебедев. Для украшения дворца приобретались художественные ценности. Строительство его закончилось в 1781 году.


В гатчинском поместье Орлова часто бывала Екатерина II. Она прогуливалась пешком и в таратайке, а также по озеру в маленьком ботике, играла в карты в галерейке на берегу озера, участвовала в егерской или соколиной охоте. Но в 1772 году Орлов утратил свое прежнее влияние на императрицу.


После смерти графа Орлова в 1783 году, Екатерина II выкупила у наследников в казну гатчинское поместье и подарила его сыну, великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. Тринадцать лет здесь была великокняжеская резиденция, а затем еще пять лет – императорская.


С пребыванием в Гатчине Павла Петровича связано появление «гатчинских войск». Они были организованы, обучены и одеты по образцу прусской армии. Усадьба приобрела черты военного лагеря. Главным стал фасад дворца, обращенный во двор, который использовался как плац для маршировки солдат. На дорогах, ведущих к дворцу, возвели земляные укрепления Ингербург (к нему примыкала Солдатская слобода) и Мариенбург.


При скрещении Большой дороги (ныне проспект 25 Октября, или проспект Павла I) и Дворцовой аллеи (Красноармейский проспект) на холме находилось центральное укрепление. На нем стояли пушки, затем редут оформили в виде солнечных часов, где стрелкой был тридцатидвухметровый обелиск из пудостского камня. Обелиск возвела артель вологодского строителя-самоучки К.А. Пластинина. Площадь получила название Коннетабль.

Над межозерной протокой построили две каменные кордегардии для военного караула, а рядом с дворцом – каменный «бастион» - Екатеринвердер. Дворец окружили рвом с водой и подъемными мостами, с пушками на бруствере.


Для обучения моряков на Белом озере создали флотилию из 24 судов, устроили небольшую гавань и верфь (Голландия), где в 1795-1797 годах собрали два корабля и другие судна поменьше.


Чтобы экипировать армию, открыли небольшие предприятия: суконную фабрику (сохранилось ее полукруглое здание возле гатчинской милиции), замшевую, пуговичную и полотняную фабрики, золотошвейную (галунную) и шляпную мастерские. За Мариенбургом – стекольный и фарфоровый (фаянсовый) заводы, где делали дешевую посуду. На Ферме производили сыр.


Перестройка дворца была поручена архитектору Винченцо Бренне, она началась в 1795 году. Бренна должен был надстроить двумя этажами старые служебные корпуса, возведенные по проекту Ринальди, – Кухонное и Арсенальное (бывшее Конюшенное) каре, приспособить их под жилье; переделать лоджии на фасадах центрального корпуса дворца, превратить их в закрытые галереи; переделать ряд помещений бельэтажа главного корпуса, иначе оформить интерьеры.


Особенно большие изменения произошли после 1790 года в Дворцовом парке. По проектам Бренны возвели ансамбль парадных ворот и мостов, павильоны Венеры и Орла, Лесную оранжерею, террасу-пристань и т.д. С Дворцовым парком связано и построенное Бренной здание конюшен. Работы, преобразившие пейзажный парк, проводились садовыми мастерами Дж. Гекетом и Ф. Гельмгольцем под руководством Бренны.


В 1792 году в Гатчину из Москвы приехал архитектор В.И. Баженов. Он разработал несколько проектов расширения дворцового ансамбля, но эти замыслы не были реализованы.

В 1798 г. архитектор Н.А. Львов возвел на берегу Черного озера уникальное по своему облику и строительной технике землебитное сооружение – Приоратский дворец. В парке Зверинец по проекту Львова построили мост-руину с каскадом и специальным бассейном для инсценировки морских сражений, а в Дворцовом парке – Амфитеатр для театрализованных рыцарских турниров.


Приоратский дворец. <a href='http://www.radikal.ru' target='_blank'>Изображение</a>


Поскольку в 1799 году В. Бренна был занят на строительстве Михайловского замка в Петербурге, работы в Гатчинском дворце и парке заканчивал архитектор А.Д. Захаров. Ему же принадлежит авторство целого ряда парковых сооружений, но начатые им работы были приостановлены в 1801 году.


Во второй половине XVIII века рядом с Гатчинским дворцом возник посад, в котором селились строители усадьбы и дворцовые служители. Он постепенно складывался вдоль Большой Порховской дороги (сейчас проспект 25 Октября, или проспект Павла I). Эта дорога связывала Петербург через Порхов в Псковской губернии, со Смоленском и Киевом. Восточнее посада находились деревеньки Малое Гатчино и Загвоздка. С 1789 года в Гатчине начали строить дома приближенные великого князя.


11 ноября 1796 года, через пять дней после восшествия Павла I на престол, Гатчина получила статус города и собственный герб.

В 1797 году было утверждено «городовое устройство» Гатчины, которая состояла тогда из четырех частей. Первая – «Ингербург и посад Гатчинский», вторая – «Екатеринвердер» (укрепление возле дворца на нынешнем Красноармейском проспекте), третья – «улицы Загвоздкинская, Малогатчинская и Бомбардирская». Четвертая – «Мариенбург» (укрепление на р. Колпанке в трех верстах от Екатеринвердера). Был издан указ об упразднении «заштатного города» Рождествен и переводе его купцов и мещан в Гатчину.
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Гатчина

Сообщение tv4 » Вс сен 19, 2010 9:51 am

п р о д о л ж е н и е и с т о р и и 2

Облик Гатчины конца XVIII - начала XIX века складывался под наблюдением архитекторов Н.А. Львова и А.Д. Захарова.


В 1801 году Гатчина перешла к вдове Павла I – Марии Федоровне. В 1809-1811 годах, по ее желанию, архитектор А.Н. Воронихин произвел во дворце некоторые переделки.


В связи с благотворительной деятельностью Марии Федоровны, архитектором А.Г. Бежановым (учеником А.Д. Захарова) в городе были построены каменный дом для бедных, богадельня (сейчас в нем стоматологическая поликлиника). На месте нынешнего завода «Гатчинсельмаш» открыли дом для слепых, а в 1803 году, после переделки и надстройки, в здании бывшего Скотного двора – гатчинский Сельский воспитательный дом.

В 1820-х годах и позднее, до смерти в 1854 г., строительством в Гатчине руководил главный архитектор А.М. Байков. Он построил одноэтажное деревянное здание съезжей части с каланчой (на этом месте сейчас милиция), перестроил по проекту архитектора А.Е. Штауберга Госпиталь, рядом с которым разместился госпитальный городок. В 1828 году Байков построил на месте прежней деревянной лютеранскую кирху, облицованную местным строительным метериалом – ротковским известняком.


В 1828 году Николай I сделал Гатчину своей штаб-квартирой во время весенних и осенних маневров в Красном Селе.


В период 1844-1857 годов изменение гатчинского дворцового ансамбля и интерьеров связано с именем архитектора Р.И. Кузьмина. Размещение во дворце семьи Николая I потребовало увеличения помещений. Было решено полностью перестроить каре и провести реставрацию Главного корпуса. Строительные и отделочные работы, начатые в 1844-46 годах с Кухонного каре, продолжались почти 15 лет. Затем три года велась фактически первая научная реставрация Главного корпуса, надстраивались Часовая и Сигнальная башни. Были созданы интерьеры большой художественной ценности.


В 1851 году по проекту Кузьмина изготовили гранитный постамент для бронзовой статуи Павла I. Она была отлита по модели скульптора И.П. Витали и установлена на плацу перед дворцом, где и находится до сего времени.


Памятник Павлу I на плацу перед дворцом (скульптор И.П. Витали, 1851).

Р.И. Кузьмин спроектировал Павловский собор, заложенный 17 октября 1846 года и освященный летом 1852 года. Главный престол в нем – во имя Святого апостола Павла, левый придел – во имя Марии Магдалины, правый – во имя Святых Константина и Елены. Иконы и росписи стен выполняли П.М. Шамшин, Ф.А. Бруни, А.Ф. Перниц, М.И. Скотти, Ф.С. Завьялов, А.А. Зеленский, В.А. Серебряков. В строительстве принимали участие лучшие резчики, лепщики, скульпторы. Девять колоколов (самый большой – 296 пудов) отливали на Валдае на заводе купца Стуколкина.


Кроме собора Кузьмин построил для Гатчины две часовни – одна входила в комплекс Павловского собора, другая стояла в сквере под Госпиталем на том месте, где сейчас находится памятник Ленину.


В последующем, при императорах Александре II, Александре III, Николае II, вплоть до 1917 года, проводились в основном текущие ремонтные и реставрационные работы. В парках поддерживался облик, созданный в конце XVIII века. Строительство велось на территории города.


Царская охота была переведена из Петергофа в Гатчину еще при императоре Александе II. А в 1857 году начали строительство охотничьей, егерской слободы по проекту архитектора Дворцового ведомства Георга Гросса. За этот проект Гросс получил звание академика. На окраине Мариенбурга возвели охотничьи домики и псарню; в Зверинце за частоколом содержались олени, зубры, дикие кабаны.


25 мая 1886 года в Егерской слободе был заложен храм для егерей и других придворных служб. Эскиз будущего храма составил академик Д.И. Гримм, а детальную разработку рабочих чертежей сделал академик А.А. Стефаниц. Иконы писали московский иконописец Н.М. Сафонов и художник Исидор Пасс. Колокола отливали на заводе А.С. Лаврова в Мариенбурге. В 1888 году в присутствии царской семьи состоялось освящение храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы.


В 1888 году, при главном архитекторе Гатчины Н.В. Дмитриеве, началось строительство церкви «Во имя Всех Святых» на городском кладбище; освящена в 1889 году.


3 октября 1914 года был освящен Покровский собор, построенный на территории Покровского подворья Вохоновского Мариинского женского монастыря, находящегося в то время в Гатчине. Строительство собора по проекту архитекторов Л.М. Харламова и А.А. Барышникова продолжалось десять лет. Живописные работы выполнялись руками монастырских сестер.


Большинство домов в Гатчине были деревянными, но на главных магистралях города возводились обычно дома из кирпича или пудостской и парицкой плиты. В конце XIX – начале XX века в застройке города стала преобладать т.н. дачная архитектура.


19 мая 1918 года Гатчинский дворец был открыт для посетителей как музей. Большую работу по изучению художественного наследия проводили ученые-искусствоведы.

15 августа 1941 года на дворец была сброшена первая фашистская авиабомба. Но еще раньше, начиная с июля, главный хранитель гатчинского музея С.Н. Балаева и ее помощница И.К. Янченко организовали спасение дворцовых ценностей. Четырьмя железнодорожными вагонами были отправлены вглубь страны свыше 8 тысяч экспонатов. 3 тысячи предметов вывезли на автомобилях в Ленинград. Часть имущества пытались схоронить на месте.

Немецкие танки вошли в Гатчину 9 сентября 1941 года, оккупация продолжалась два с половиной года. Парку, дворцу, другим сооружениям, как и самому городу, был причинен трудно восполнимый ущерб: сожжены Большой дворец, придворцовые конюшни, Лесная оранжерея и др., повреждены многочисленные парковые сооружения, взорваны мосты. В Дворцовом парке вырубили сотни деревьев, а часть Приоратского парка уничтожили. Ценное имущество, которое не удалось спрятать, частично вывезли в Германию, частично уничтожили.


В послевоенное время начались восстановительные, а затем и реставрационные работы, которые продолжаются до сих пор.


Проспект 25 Октября.
Рисунок художника А. Васильева, 1953 г.
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
tatianna

Гатчина

Сообщение tatianna » Вс сен 19, 2010 4:24 pm

tv4 ,спасибо,история Гатчины читается как роман,много о ней упоминаний встречала в литературе,особенно об эпохе Павла1.И праздник красивый городу устроили,молодцы.
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Гатчина

Сообщение tv4 » Вс сен 19, 2010 9:39 pm

Гатчина – сегодня
ГАТЧИНА – город в Ленинградской области. Железнодорожный узел в 45 км к юго-западу от Санкт-Петербурга, на шоссе Санкт-Петербург – Киев. Вокзалы – Балтийский и Варшавский, товарная станция. Население – более 80 тысяч человек, площадь города – 29 кв.км.

Город является заповедным как памятник градостроительного искусства прошлых веков; в нем определены охранные зоны памятников истории и культуры, зоны регулирования застройки и зоны охраняемых ландшафтов вокруг.


Среди пригородов Санкт-Петербурга Гатчина занимает особое место. Облик дворцово-паркового ансамбля XVIII – XIX вв неповторим. Пейзажные парки Гатчины с озерами, многочисленными мостами, террасами, павильонами относятся к лучшим произведениям ландшафтного искусства.


В современную Гатчину можно попасть со стороны Санкт-Петербурга по железной дороге. Движение по Варшавской линии было открыто 1 ноября 1853 года (проект постоянной станции и пассажирского вокзала разрабатывал архитектор П.О. Сальманович), по Балтийской линии – 12 декабря 1872 года (первое здание вокзала проектировал П.С. Купинский; по его же проекту в 1890 году построили Царский павильон, ныне не сохранившийся). Сооружение между Петербургом и Гатчиной двух параллельных железнодорожных участков – Варшавского и Балтийского направлений с двумя станциями и вокзалами в Гатчине на расстоянии 3 км является следствием того, что один из этих участков принадлежал частному обществу, а другой – казне.

Балтийский вокзал

<a href='http://www.radikal.ru' target='_blank'>Изображение</a>



На Варшавской линии есть еще одна остановка в черте города – платформа Татьянино. Считается, что отсюда происходила транспортировка раненых в Госпиталь в годы первой мировой войны и название платформа получила в честь одной из дочерей Николая II, помогавших врачам и сестрам милосердия.
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Гатчина

Сообщение tv4 » Вс сен 19, 2010 9:41 pm

Есть и другой путь в Гатчину – по Киевскому шоссе (в прошлом – Порховская, Двинская, или Смоленская дорога) на проспект Павла I (ранее – Большой проспект, проспект 25 Октября) через старинные Ингербургские ворота (1831-1832 гг., архитектор В.А. Глинка), украшенные бронзовой арматурой с изображением доспехов древнеримских воинов. Не доезжая Гатчины, близи деревни Мозино, стоят другие монументальные ворота – Мозинские, построенные на границе бывших владений Г. Орлова.


Ингербургские ворота

<a href='http://www.radikal.ru' target='_blank'>Изображение</a>



Ингербургские ворота отмечают въезд непосредственно в Гатчину, но еще до них находится современный микрорайон – Въезд, а направо идет дорога к центральной районной больнице, жилым зданиям постройки советского периода и крупному научному учреждению – институту ядерной физики.


Некогда (в 1793 году) по обе стороны проспекта возвели крепость Ингербург, где сложился небольшой немецкий городок, были построены солдатские казармы, перед воротами – подъемный мост. На более поздних планах Гатчины в этом месте – казармы лейб-гвардии гарнизонного батальона. Старинные казармы, перестроенные в конце XIX века, на въезде в город находятся и сейчас. (Другой комплекс зданий сохранившихся армейских казарм расположен между Балтийским вокзалом и Императорским дворцом).
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Гатчина

Сообщение tv4 » Вс сен 19, 2010 9:42 pm

На этом пути прибывшему в город встретятся сохранившиеся до сих пор старинные постройки, такие как Лютеранская кирха (построена на месте деревянной в 1828 году архитектором Гатчины А.М. Байковым по проекту Д.И. Квадри); Госпиталь (перестроен в 1822 году Байковым по проекту А.Е. Штауберта), в котором размещается сейчас городская администрация; Сиротский институт, в нем ныне школа-интернат.


С проспекта видны красивейшие соборы: в конце нарядной благоустроенной Соборной улицы (в разные годы она носила названия Малогатчинской, Советской) – собор Святого Павла (1846-1859 гг., архитектор Р.И. Кузьмин) и Покровский собор (освящен в 1914 году, архитекторы А.М. Харламов и А.А. Барышников).


Собор Святого Павла


<a href='http://www.radikal.ru' target='_blank'>Изображение</a>


В центре Гатчины сохранилась планировка, сложившаяся к XX веку, – это система улиц, пересекающихся под прямым углом и делящих пространство на фрагменты строго геометрической формы. В последние годы выявилась тенденция в ходе капитального ремонта восстанавливать прежний вид деревянных и каменных зданий.


Если двигаться по проспекту дальше, то справа будет главный вход в Дворцовый парк – Адмиралтейские ворота (1790-е годы, архитектор В. Бренна).


Ранее, наискосок от ворот, отходит налево улица Чкалова (в прошлом – Загвоздкинская, Люцевская, Юного Пролетария), которая ведет к Варшавскому вокзалу и проходит мимо Приоратского парка с его уникальным землебитным дворцом-замком Приоратом.


В советский период проектировали сохранить эту улицу как заповедный уголок, отреставрировав и восстановив уникальные деревянные особняки (от классицизма XVIII века до модерна XX-го), но реализовать проект не удалось. Тем не менее, центральная часть Гатчины несет на себе черты старого города. Совершенно новыми микрорайонами советского периода являются Хохлово поле, граничащее с парком, и Аэродром – за Балтийским вокзалом, на месте первого в России военного аэродрома, основанного в 1910 году.


Эти и другие микрорайоны новой застройки складывались в 70-90-е годы XX века и были связаны с бурным развитием промышленности и науки в Гатчине. Именно в этот период Гатчина стала терять облик тихого административного и историко-культурного центра и превратилась в город важного промышленного и научного значения с сопутствующей этому инфраструктурой. В то же время Гатчина не утратила самобытности.


Сохраняет некоторую обособленность часть города – Мариенбург. В XVIII веке в этом месте было земляное укрепление с казармами, госпиталем и приютом для сирот. Сейчас здесь в основном одноэтажные дома частной застройки, небольшой микрорайон, расположены промышленные предприятия. Работает церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1886-1888 гг.), построенная по эскизам академика Д.И. Гримма и чертежам академика А.А. Стефаница.


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы


<a href='http://www.radikal.ru' target='_blank'>Изображение</a>


В Мариенбурге имеется железнодорожная платформа (Балтийская линия), она была установлена по просьбе жителей и за их счет; проект платформы и пассажирского здания – П.С. Купинского, 1879 год.


Дорога на Мариенбург от центрального проспекта Гатчины начинается с площади Коннетабль и идет по Красноармейскому проспекту (в прошлом - Динабургская, Красносельская дорога, Екатеринвердерский проспект) мимо Дворцовых конюшен (ныне здесь Военно-морской архив), Императорского дворца, Екатеринвердера, парка Сильвия.


Коннетабль

<a href='http://www.radikal.ru' target='_blank'>Изображение</a>


Уже в первом десятилетии XX века в черту города входили земли, расположенные восточнее линии Варшавской железной дороги, с деревнями Малая Гатчина, Большая и Малая Загвоздка, они имели регулярную планировку. Здесь, за железнодорожной линией, в годы советской власти создана большая промышленная зона.


В Гатчине развита промышленность и наука. В экономике города большую долю занимают машиностроение и металлообработка, предприятия пищевой промышленности.


Разнообразна и культурная деятельность. В Гатчине проходят традиционные городские праздники, народные гулянья, фестивали, спектакли, филармонические концерты с участием городских оркестров, хоров, талантливых музыкантов, литературные вечера в библиотеках города, конкурсы по спортивным бальным танцам. Ежегодно проводится Российский кинофестиваль «Литература и кино».
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
Таня
Тысячник
Сообщения: 8196
Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 5:50 pm
Откуда: г.Новомосковск, Тульская область

Сообщение Таня » Пн сен 20, 2010 7:52 am

tv4
Танюша! Спасибо тебе за такую прекрасную экскурсию.

Я бы тоже задумалась бы о возвращении в такую красоту....
Бывает, накроет дикая тоска, встанешь, подойдешь к окну, посмотришь на звезды, решишь изменить свою жизнь – и назад за компьютер.
Аватара пользователя
tv4
Тысячник
Сообщения: 7209
Зарегистрирован: Чт окт 15, 2009 10:06 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение tv4 » Пн сен 20, 2010 8:10 am

Таня
А вот я освежу все в памяти вместе с вами - и буду думать! ;)
Как Чапай! :D

Самое привлекательное - от Питера до центра Гатчины 40-45 минут на маршрутке или рейсовом автобусе... Если прямо от моего дома - то на 25 минут дольше...
У нас по городу - от дома до работы - многие тратят значительно больше времени...
Тетя моя не пропускает ни одного концерта в филармонии и других залах... Правда, после концерта остается ночевать у дочки... Но если бы надумала домой возвращаться, до 12 ночи уже спать могла бы лечь в свою постельку :)
Я к тому, что я возвращалась из театра так же... а то и позже - весь транспорт бывал забит вышедшими со спектакля... приходилось пропускать не один автобус... или ловить такси...

Сейчас мне больше нужен воздух (а в Гатчине парк - просто сказка!)... А в театр я и в Питере давно не ходила... :wub:
Захочется - можно и прокатиться :happy:
Самый лучший способ подбодрить себя - это подбодрить кого-нибудь. Марк Твен<br><br>Татьяна
Аватара пользователя
Таня
Тысячник
Сообщения: 8196
Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 5:50 pm
Откуда: г.Новомосковск, Тульская область

Сообщение Таня » Пн сен 20, 2010 8:26 am

tv4 И ритм жизни в малых городах совсем другой. Сама в таком живу. Ляпота!
Бывает, накроет дикая тоска, встанешь, подойдешь к окну, посмотришь на звезды, решишь изменить свою жизнь – и назад за компьютер.
Ответить

Вернуться в «Города, где мы живём»