Певцы и музыканты

Все о наших кумирах...
Ответить
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Mila545 » Вт ноя 20, 2012 1:56 pm

Полина отправилась в Берлин. Тургенев некоторое время помучился в Париже, потом сорвался в Германию — проститься с обожаемой женщиной.
Он не исключал, что прощается о Полиной навсегда, ибо физически ощущал: ему нет места в той жизни, которую вела она. Место мужа при ней было занято, а роль этакого венецианского кавалера-сервента, турецкого чичисбея, русско-французского приживалы наскучила ему до смерти.
Нелегко ему было разомкнуть на своей шее эти легкие руки, которые цеплялись за него так отчаянно. И даже потом, даже в России его не оставляло ощущение, что Полина все еще держит его, тянет к себе, что не отпустит его до смерти. Так оно и было, так и будет, вот только Иван Сергеевич этого пока еще не знал.


Встреча с матерью была такой радостной, что оба, словно по уговору, моментально забыли о прежних ссорах. Привыкнув жить лишь делами и заботами Вареньки, своей полупризнанной дочери, Варвара Петровна с восторгом любовалась сыном — светским человеком, барином, уже знаменитым писателем. Правда, иллюзия счастья длилась недолго: Иван Сергеевич осмелился попросить назначить ему и женатому брату хоть какой-то доход.
Варвара Петровна возмутилась: если они оба не желают жить по ее указке, так какое же имеют право требовать от нее денег? Для нее одно было неразрывно связано с другим. Но сыновья почему-то думали иначе.
Снова последовал разрыв — теперь уже окончательный, Иван Сергеевич уехал в Петербург, предварительно отправив в Париж, к Полине на воспитание, свою дочь от той хорошенькой белошвейки (он только теперь узнал о существовании этой девочки). Варвара Петровна отбыла в Москву, но перед этим сожгла дневники и письма.
16 января 1850 года старая барыня умерла, зовя любимого сына. Николай Сергеевич с женой и Биби (так дома звали Вареньку) задержали депешу, так что Иван Сергеевич явился уже после похорон. Николай Сергеевич присвоил все бриллианты и столовое серебро, Варенька устроила скандал, стала настраивать его против Ивана… Оказалось, что Варвара Петровна вскормила истинную «маленькую змейку», как назвал ее Иван Сергеевич в одном из писем к Виардо. Даже отец Вареньки, Андрей Евстафьевич Берс, с ужасом отказался от предложения взять дочь к себе. Впрочем, у него уже была своя большая семья… С великим трудом — и большим приданым! — удалось выдать Вареньку замуж, а братья уладили свои наследственные дела так: Иван Сергеевич оставил себе только Спасское, Николай взамен потребовал и получил все остальное. Впрочем, оба они были разделом довольны и вполне могли считать себя богачами.
Особенно довольным чувствовал себя Тургенев, ибо разве это не чудо: у него был дом, он мог писать не ради заработка, а только ради удовольствия, когда творческие позывы становились поистине невыносимы…
Однако немедленно приключилось так, что этот столь долго чаемый дом сделался для него местом заключения — в буквальном, а не переносном смысле слова. «Записки охотника» показались цензуре проникнутыми не столько русским патриотическим, сколько французско-вольнодумским, даже где-то революционным духом. Тургенева посадили на гауптвахту. Однако он сделался слишком модным заключенным, каждый день улица перед гауптвахтой оказывалась забита экипажами, посетители к нему валом валили, — и молодого писателя выслали в Спасское под надзор полиции на неопределенное время.
Вот это был удар! Сначала перенести его помогали творчество, письма к Полине и от нее, потом… потом этого стало Тургеневу мало. Все же он был мужчина, он не мог любить только бесплотно…
Он влюбился.
Однако без чудачеств не мог обойтись и здесь. Потому что влюбился… в крепостную своей кузины. Красавицу — она и впрямь была красавица чисто испанского, столь милого сердцу Ивана Сергеевича, типа! — звали Феоктиста, Фетиска. И чтобы заполучить ее, Тургенев уплатил семьсот рублей. Это были деньги безрассудные, баснословные! Пятьдесят рублей в те времена и то считались чрезмерными за крепостную душу. Заламывая такие деньги, кузина откровенно смеялась над Иваном Сергеевичем и надеялась отвратить его от безрассудной сделки. Однако куда там! Если этому человеку шлея под хвост попадала, его уже ничто не могло остановить. Так было — и еще будет — с Полиной. Так же сталось и с Фетиской.
Печальнее всего в этой истории, что только внешне Фетиска была похожа на испанскую аристократку. В душе она оказалась закоренелой мещанкой и капризной тиранкой — ну хуже некуда. Поэтому вскоре Иван Сергеевич с превеликим облегчением сплавил ее с хорошим приданым замуж за какого-то чиновника.
И тут вдруг новость — Полина Виардо снова приезжает в Россию!
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Mila545
Тысячник
Сообщения: 12813
Зарегистрирован: Пн мар 28, 2011 11:51 am
Откуда: Нижний Новгород

Сообщение Mila545 » Вт ноя 20, 2012 1:58 pm

Теперь она просила у бога, чтобы дал сил решиться на еще один шаг – столь же судьбоносный и бесповоротный.
Жан… Иван… Тургенев! Нужно было что-то решать с ним, что-то сделать с их отношениями. Продолжать это межеумочное существование, которое они ведут, – просто преступление. Они уже двадцать лет мучают друг друга! Зачем?
Из головы Полины не шли слова знаменитого Эдмона Гонкура, касаемые творчества ее друга, ее любовника, ее жертвы и ее властелина: «Все говорят о Тургеневе и его историях: начало их как будто возникает в тумане и не сулит на первых порах ничего интересного, но потом мало-помалу они становятся такими увлекательными, такими волнующими, такими захватывающими. Словно что-то красивое и нежное, медленно переходя из тени на свет, постепенно и последовательно оживает в самых своих мелких деталях».
И вот это «красивое и нежное» принадлежит не только ей, Полине Виардо, но и всему миру. Прежде всего – миру. Прежде всего – России. Так не честнее ли с ее стороны будет отпустить от себя – вернее, оттолкнуть от себя! – Тургенева, вернуть его родной земле, родной литературе, той жизни, по которой он тоскует во Франции, снова пересадить на родную почву выдернутое оттуда вихрем любви растение…
Посещали, посещали такие мысли Полину. Посещали не раз, и сомнения разъедали ее душу… А результатом этих мыслей и сомнений стало решение, в непререкаемой форме высказанное многострадальному, терпеливому, уже ко всему готовому… Луи Виардо: отныне Полина и Тургенев будут жить вместе. Если Луи против, это его трудности. Если он не станет возражать, то может остаться в их доме. В конце концов, у Полины растут две его дочери. В конце концов, он был добрым отчимом сыну Баденского принца, Полю Виардо…
Скрипя зубами и скрепя сердце, Луи вынужден был согласиться. Замок в Куртавнеле продали, квартиру на улице Дуэ (парижское пристанище Виардо, а частенько и Тургенева) отдали в наем, а сами переехали в Баден, куда 3 мая 1862 года приехал, вернее, прилетел на крыльях любви Иван Сергеевич… счастливый, ошалевший от нового витка этой нескончаемой любви, щедрый…
«Ну что ж, – подумал Луи Виардо (старый мудрый Луи Виардо!), с привычной, полуугасшей ревностью наблюдая пылкое сверканье очей своей жены и страстный огонь в глазах Ивана Сергеевича. – Говорят, все, что ни делается, все к лучшему. Ну что там дают эти уроки Полины? Гонораров за концерты и спектакли больше нет, а он… он только за этих своих «Les peres et les enfants» получил от издательства десять тысяч рублей… Да и имение дает стабильный доход…»
И Луи Виардо мысленно махнул своей старческой, исхудалой, перевитой синими венами рукой.
Так началась эта странная – странная и такая счастливая! – жизнь, которая длилась семь лет. Полина вставала в шесть утра и начинала занятия со своими детьми, которым сама преподавала музыку, рисование и языки. Потом у нее начинались музыкальные уроки с ученицами. Комнаты виллы Виардо, выстроенной в швейцарском стиле, не слишком-то подходили для вокальных упражнений, и в саду уже строилось здание музыкального театра, в зале которого должен был стоять концертный рояль и даже орган. Тургенев занимался своими делами… вместе с Луи. Между ними неожиданно завязалась дружба. Вдобавок, вездесущий, всех знающий и в самом деле очень умный француз оказался весьма полезен Ивану Сергеевичу при переводах его книг на французский (автор писал по-французски сам, Виардо только правил, придавая тексту необходимую точность), заинтересовал его творчеством крупнейших издателей и книготорговцев. Париж был тогда не избалован иностранной литературой, к Тургеневу было привлечено самое пристальное внимание. И если семья Виардо жила отчасти на гонорары Тургенева, то Луи делал все возможное, чтобы эти гонорары были как можно выше.
Они и впрямь были велики – до того, что Иван Сергеевич задумал строить себе дом на участке, прилегающем к парку виллы Виардо.
Полина увлеклась сочинением мелодий – романсов, даже оперетт, а Иван Сергеевич с восторгом писал к ним либретто. Так появились оперетты «Слишком много жен», «Последний колдун», «Людоед». Началось все с домашних спектаклей, которые стали потом публичными и декорации и костюмы для которых заказывали в самом Париже. В зале собирались королева Августа, герцоги, кронпринцессы, старый король Бельгии Леопольд, король Голландии, страстный меломан, сияли нарядами фрейлины…
А на сцене царили Он и Она, Полина и Тургенев, смотрели друг на друга, пели, произносили монологи, снова и снова, устами своих героев, признаваясь друг другу в своей неиссякающей любви… Иван Сергеевич смотрел в эти полные жизни, сияющие черные глаза, которые светили ему ярче солнца – всю жизнь светили, всю жизнь освещали! – и думал: как же странно, что его – судя по его книгам! – считают непревзойденным знатоком женщин, ловеласом, а ведь он всю жизнь любит только одну женщину. Говорят: он-де показал нам, что такое русская женщина, какие сокровища таятся в ее сердце и уме. Но ведь он, Тургенев, описывал всегда только Полину, одну ее, он пытался именно этот экзотический цветок пересадить на любимую русскую почву! А что до знания женщин… Он знал только Полину, и этого ему было вполне довольно.



Он был помешан на красоте. И Полина об этом знала. Знала, что всегда, со времен первой влюбленности, лицо ее казалось Тургеневу таким совершенством красоты, что он не хотел бы изменить ни единой точки. И она хотела, чтобы это восприятие сохранилось навсегда.
О, умная женщина много может способствовать этому!
Любимый мужчина не только не мог увидеть Полину непричесанной и в заношенном капоте (к слову, она ненавидела старые вещи – при всей своей бережливости). Он даже не знал, что ее пение – это тяжелый труд. То есть знал, конечно… однако, видя ее всегда счастливое лицо, думал, что ошибается, что она, его красавица, поет как птица – от природы.
Какое счастье, что он по-прежнему видит в ней только совершенство. Какое счастье, что они вместе, что пока хватает денег вести эту великолепную, роскошную, расточительную жизнь, что от ее платья никогда не могло пахнуть кухонным чадом!

***

Оперетты Полины не имели успеха – того, которого от них ждали, и как-то раз, играя султана Зулуфа в оперетте «Слишком много жен», Иван Сергеевич уловил легкую, но тем не менее презрительную усмешку на губах кронпринцессы.
«Что-то во мне дрогнуло, – напишет он своему другу, немецкому поэту Людвигу Пичу, – даже при моем слабом уважении к собственной персоне, мне представилось, что дело зашло уж слишком далеко. При всем том – спектакли эти были чем-то хорошим и прелестным!»
Они представлялись «чем-то хорошим и прелестным» только ему, влюбленному и любимому, а еще небольшой группе добрых друзей Полины. В газетах все чаще и все откровенней говорилось – особенно после представления «Последнего колдуна» в Веймаре! – что рекламировать довольно средние пассажи бывшей примадонны недостойно великого писателя, что «Колдун» нигде не сможет иметь серьезный успех, что текст много потерял в переводе, а музыке не хватает глубины…
Это был тяжелый удар для Полины, которая мечтала возродить свою артистическую карьеру, взойти на новый трон пусть уже не оперный, а хотя бы опереточный. Но самое ужасное, что крушение надежд совпало с крушением всей жизни. Летом 1870 года началась франко-прусская война, а в августе французская империя уже пала. Баден стал местом бурных торжеств победителей, и теперь ни Тургенев, ни Полина не могли смотреть на этот такой трогательный и такой романтический прежде городок. Заложенный баденский дом был уже окончательно продан. Они уехали в Лондон, потом в Эдинбург, потом окончательно поселились в Париже. На улице Дуэ.
И что? Теперь Тургенев мог бы воскликнуть: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»
Да, жизнь идет, идет… и кончается. И многие источники, казавшиеся бездонными, рано или поздно иссякают… Только не любовь.

***
Умирал Тургенев (от саркомы позвоночника) во Франции, в сельском местечке Буживаль. Его перевезли сюда, чтобы дать покой (в квартире на улице Дуэ с утра до вечера звучали голоса учениц Полины) и надеясь, что на природе ему станет легче. Когда уже совсем стало ясно, что надежды нет, Полина с дочерью Клоди тоже уехала в Буживаль и ухаживала за ним до последней минуты его жизни. К ним были обращены последние слова Ивана Сергеевича:
– Прощайте, мои милые…
Много было тоскливых писем написано и продиктовано Тургеневым в то время… Ну что ж, умирать – невеселое занятие, а уж умирать на чужой земле – и того пуще. Много написано и о том, как он умирал, и как его отправили хоронить в Россию – даже и это было поставлено в упрек семье Виардо, хотя все знали, что никак нельзя поступить иначе. Полина, конечно же, могла похоронить его в семейном склепе Виардо, но она прекрасно понимала, что это вызвало бы уж вовсе страшный скандал.
А потому дождливым днем гроб с телом Тургенева отправился с Восточного вокзала Парижа – прощальную речь от лица французских литераторов говорил Жюль Ренан – через Ковно, Вильно, Динабург в Петербург. Эти похороны стали событием национального значения. Не то проводами таланта, не то встречей блудного сына. Россия любит любить потом.
А впрочем, касательно Тургенева это несправедливо – его ведь и при жизни любили. Но теперь, когда на похоронах не оказалось Женщины Его Жизни, его как бы простили, его пожалели… Россия любит жалеть потом. Все шишки потом посыпались на бедную Полину. В чем ее только не упрекали! Не мое это дело – судить любящую и любимую женщину, унижая вечную любовь, о которой сам Тургенев говорил: «Мое чувство к ней является чем-то, чего мир никогда не знал, чем-то, что никогда не существовало и что никогда не может повториться!»
Между прочим, никто не имел права ее судить.
Полина, не приехав в Россию, поступила очень тактично, а если это кому-то показалось жестоким, – то это была жестокость вынужденная, проявленная во имя памяти Тургенева.
К тому же это ведь был его завет! Она поступила в точности с его предсказанием из одного уничтоженного стихотворения в прозе:
«Ты оборвала все цветы моей жизни, но не принесешь ни одного на мою могилу».
Ну да, он угадал… И все, что она могла, – это до конца жизни писать все свои письма только на бумаге с траурной каймой и отсылать их в таких же траурных конвертах.
Смысл жизни - оставить после себя жизнь!
Я - Людмила
Аватара пользователя
Таня
Тысячник
Сообщения: 8196
Зарегистрирован: Вс янв 31, 2010 5:50 pm
Откуда: г.Новомосковск, Тульская область

Сообщение Таня » Вт ноя 20, 2012 6:30 pm

Mila545 Интересно. Жаль только, что очень много текста. Читать тяжело.
Бывает, накроет дикая тоска, встанешь, подойдешь к окну, посмотришь на звезды, решишь изменить свою жизнь – и назад за компьютер.
Nina

Сообщение Nina » Вт ноя 20, 2012 7:21 pm

Жаль только, что очень много текста. Читать тяжело.
Согласна. Может быть, подумать о том, чтобы перенести в отдельную тему? После таких больших материалов как-то нарушается нить общения на заданную тему.
Аватара пользователя
NOVA
Тысячник
Сообщения: 2263
Зарегистрирован: Пн июн 11, 2012 9:10 am
Откуда: Россия, Дальний Восток

Сообщение NOVA » Ср ноя 21, 2012 1:54 am

Всегда удивлялась: Чем она некрасива, Полина ? Разве она некрасива? Даже делая скидку на льстивую кисть художника, разве можно считать ее некрасивой? Выразительное, запоминающееся лицо, говорящие глаза, прекрасный рисунок губ, красивые брови, гордый взгляд... А если еще и запоет!? Конечно, не красотка, не смазливая. Но увидев раз такое лицо, не забудешь и ни с кем не спутаешь! Я Ивана Сергеевича очень даже понимаю...
Если судьба дала тебе лимон, сделай из него лимонад.
Я - Наталья.
Аватара пользователя
Калинка
Форумчанин
Сообщения: 744
Зарегистрирован: Пт дек 23, 2011 1:38 pm
Откуда: г.Н.Новгород

Сообщение Калинка » Ср ноя 21, 2012 6:52 am

Интересно, а сохранились ли записи ее голоса?
Тоня
babuinna
Форумчанин
Сообщения: 583
Зарегистрирован: Ср авг 03, 2011 6:39 pm
Откуда: Санкт-Петербург, Петергоф

Сообщение babuinna » Ср ноя 21, 2012 9:07 am

Mila545
Люда, очень интересно, прочла с удовольствием, спасибо!
Я говорю то, что думаю - потому и молчу...<br><br><br>Я-Инна.
Аватара пользователя
эникенгуру
Тысячник
Сообщения: 4471
Зарегистрирован: Чт янв 03, 2013 6:57 pm
Откуда: Россия

Сообщение эникенгуру » Вс мар 24, 2013 8:31 am

В новостях второй день сообщают, что российский многосерийный фильм об Анне Герман произвел фурор в Польше. Оказывается, там ее песни вообще не звучат, ее забыли, молодежь не знает. Сейчас там начинается всплеск интереса к ней. А мы никогда не забывали о ней, помним и любим.
Я - Сонечка
Аватара пользователя
NOVA
Тысячник
Сообщения: 2263
Зарегистрирован: Пн июн 11, 2012 9:10 am
Откуда: Россия, Дальний Восток

Сообщение NOVA » Пн мар 25, 2013 1:42 am

А как не любить? Сама душа отзывается на этот волшебный голос. Вспомним: " Мы долгое эхо друг друга"... Всегда слушаю в слезах...
Если судьба дала тебе лимон, сделай из него лимонад.
Я - Наталья.
Аватара пользователя
эникенгуру
Тысячник
Сообщения: 4471
Зарегистрирован: Чт янв 03, 2013 6:57 pm
Откуда: Россия

Сообщение эникенгуру » Вт мар 26, 2013 4:11 pm

Что-то необыкновенное в этой песне!
А как не любить? Сама душа отзывается на этот волшебный голос. Вспомним: " Мы долгое эхо друг друга"... Всегда слушаю в слезах...
И слова прекрасные - Роберта Рождественского. Открыла его заново за последний год.
Я - Сонечка
Аватара пользователя
Эля
Тысячник
Сообщения: 1722
Зарегистрирован: Ср окт 24, 2012 7:47 am
Откуда: Самарская область

Сообщение Эля » Ср мар 27, 2013 3:48 am

эникенгуру писал(а):В новостях второй день сообщают, что российский многосерийный фильм об Анне Герман произвел фурор в Польше. Оказывается, там ее песни вообще не звучат, ее забыли, молодежь не знает. Сейчас там начинается всплеск интереса к ней. А мы никогда не забывали о ней, помним и любим.

Мы то ее помним (как и старшее поколение в Польше), а наша молодежь тоже ничего не знает про эту певицу... :unsure: :wub:
Я - Эля<br><br>Один раз живем, но каждый день.
Аватара пользователя
chanel 5
Тысячник
Сообщения: 4219
Зарегистрирован: Вс дек 02, 2012 4:34 pm
Откуда: Башкортостан

Сообщение chanel 5 » Ср мар 27, 2013 5:21 am

NOVA

Сама душа отзывается на этот волшебный голос. Вспомним: " Мы долгое эхо друг друга"... Всегда слушаю в слезах...

Младшая дочка на эту песню сделала фильм(ролик) о моих родителях, в их память... Ставим на поминальных обедах, про нас не говорю, плачут все, кто смотрит... Прекрасная песня, задушевный голос с такой нежностью и тоской, фото любимых и любящих друг друга людей...
Я- Зина
Аватара пользователя
эникенгуру
Тысячник
Сообщения: 4471
Зарегистрирован: Чт янв 03, 2013 6:57 pm
Откуда: Россия

Сообщение эникенгуру » Ср мар 27, 2013 9:50 am

Эля
Мы то ее помним (как и старшее поколение в Польше), а наша молодежь тоже ничего не знает про эту певицу... 
Ее родственники говорят, что за все эти годы ни разу не слышали песни в ее исполнении по радио и телевидению. В Польше все-таки считали ее "русской" и крах социалистического блока вызвал негативное отношение к ней.

Ее песни живут и не умирают. А простоту, искренность, лиричность, талант ценят везде, вне зависимости от строя и партий. В Польше тоже "наелись" гламуром и псевдо-звездами.
Я - Сонечка
Тюменка

Сообщение Тюменка » Пт дек 27, 2013 6:59 am

Одна из моих любимых песен в исполнении Анны Герман "Мой бубен".
NatalyaN

Анна Герман

Сообщение NatalyaN » Пт дек 27, 2013 5:23 pm

Вставила свою любимую у Анны Герман песню "Танцующие Эвридики". Хотела послушать и не могу, плачу.
Если бы наши молодые и не очень певицы так достойно выглядели на сцене
Ответить

Вернуться в «Наши кумиры»